Консультации музыкального работника для воспитателей на логопункте. Взаимодействие учителя логопеда и музыкального руководителя в формировании звукопроизношения дошкольников детский сад

В работе с ребенком, имеющим речевые нарушения, музыкальному руководителю необходимо использовать:

Народные песни для слушания (в исполнении взрослых, а также на аудио- и видеокассетах) и разучивания;

Хороводы, танцы;

Народные игры;

Мелодии, наигрыши, исполненные как на отдельных народных инструментах, так и целым оркестром для слушания, для танцевальных импровизаций, а также как фонограмму, под которую ребенок играет на ударно-шумовых инструментах;

Народное поэтическое творчество: пословицы, поговорки, загадки, потешки, сказки, обрядовый фольклор.

Значение фольклора очень велико и многогранно. Оно состоит в следующем.

Народное творчество выполняет воспитательно-образовательую функцию.

Способствует развитию детской памяти: в произведениях устного народного творчества встречается много повторов, это помогает ребенку лучше запомнить, а потом и воспроизвести их содержание.

Влияет на оздоровление организма ребенка в целом. Такие потешки, как «Сорока-ворона», «Куй, куй, молоток, подкуй чеботок», доставляют радость и помогает ребенку самостоятельно делать массаж кистей рук и ступней, а также воздействовать на биологически активные точки, расположенные на кистях рук и стопах ног.

Всевозможные потешки можно использовать и для развития мелкой моторики (например, «Пальчик-мальчик»). Благодаря ритмичности, музыкальности, эмоциональной и двигательной насыщенности, а также творчеству таких музыкальных руководителей, как Л.С. Генералова, А.И. Ксендзовская, Е.С. Рагульская, К.С. Ряховская и др., многие потешки постепенно превратились в игровые упражнения, в , которые помогают работать над согласованием речи с движением, что очень важно для ребенка с речевыми нарушениями.

Малые формы произведений народного творчества благотворно , обогащают словарь, развивают артикуляционный аппарат, фонематический слух, дают образцы для составления описательных рассказов. Можно привносить в работу музыкального руководителя и элементы — некоторые произведения можно инсценировать; а если ребенок пока не говорит, не владеет активной речью, можно передавать содержание только движениями (например, «Киска», «Две тетери»)

Игры с пением, хороводы, народные песни можно использовать и без музыкального сопровождения, что позволяет детям включать их в самостоятельную музыкальную и игровую деятельность, а педагогам использовать в повседневной жизни, причем в любое время года, за исключением обрядового фольклора, посвященного определенным календарным праздникам.

Учитывая положительное значение народного творчества и подбирая материал для разучивания, важно помнить об особенностях детей с нарушениями речи, о сложности восприятия и воспроизведения ими услышанного или увиденного.

Ребенок должен понимать содержание текста в целом и значение каждого слова. А ведь подчас фольклор, даже детский, бывает, сложен для восприятия за счет сохранения устаревшей лексики.

Иногда музыкальному руководителю приходится отказываться от какой-либо потешки, песни или другого фольклорного материала, если сложно доступно объяснить ребенку с нарушением речи значение отдельных слов или выражений. Впрочем, стоит постараться и можно найти другой вариант выбранного текста. Ведь довольно часто фольклорные произведения существуют в разных вариантах. Если художественная ценность при этом не пострадала, можно выбирать вариант, более доступный для детей с нарушениями речи.

Силаева Ольга Геннадьевна,
учитель-логопед, г. Димитровград

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 79 г. Липецка

Консультация

для музыкального руководителя на тему:

«Преемственность в работе учителя-логопеда и музыкального руководителя»

Учитель-логопед

Липецк 2015

Если говорить вам сложно –
музыка всегда поможет!

В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положительную роль играют совместные занятия логопеда и музыкального руководителя, представляющие собой объединение системы движений, музыкального фона и словарного наполнения. Ведь кроме коррекционных целей достигается повышение эффективности в развитии неречевых и речевых функций, что способствует более интенсивной адаптации детей.

Во время проведения таких занятий развитие речи идет с помощью синтеза слова, движения и музыки. Движение помогает осмыслить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность, эмоциональную сферу, помогает адаптации к условиям внешней среды.

Совместные коррекционные занятия, с одной стороны – устраняют нарушенные речевые функции, а с другой – развивают функциональные системы ребенка: дыхание, голосовую функцию, артикуляционный аппарат, произвольное внимание в целом, процессы запоминания и воспроизведения речевого и двигательного материала.

Взаимодействие логопеда и музыкального руководителя осуществляется по двум направлениям:

Коррекционно-развивающее; информационно-консультативное.

Осуществляя свою работу и логопед, и музыкальный руководитель должны учитывать:

    структуру речевого нарушения; осуществлять индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности; закреплять знания, умения и навыки приобретенные на логопедических занятиях; всесторонне развивать личность дошкольника.

И логопед, и музыкальный руководитель предъявляют единые требования к проведению совместных занятий с детьми.

Принципы построения совместных занятий:

Занятия строятся на основе общих положений коррекционно - педагогической работы с дошкольниками, имеющими отклонения в развитии Занятия проводятся систематически т. к. только при этом условии у дошкольников формируются и закрепляются правильные двигательные динамические стереотипы. Принцип всестороннего воздействия Принцип доступности и индивидуального подхода. Содержание и дидактические приемы проведения совместных занятий подбираются и внедряются дифференцированно, сообразно возрасту детей, структуре и составу речевых нарушений. Принцип наглядности. Принцип постепенного усложнения двигательных, речевых и музыкальных заданий.

Можно выделить основные задачи, стоящие перед логопедом и музыкальным руководителем при проведении коррекционно-образовательной работы. Это - оздоровительные, образовательно-воспитательные и коррекционные задачи.

Оздоровительные

Образовательно-воспитательные

Коррекционные

Укреплять костно-мышечный аппарат.
Развивать дыхание.
Развивать координацию движений и моторные функции.
Формировать правильную осанку.

Воспитывать и развивать чувство ритма, способность ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность.
Формировать способность восприятия музыкальных образов.
Совершенствовать личностные качества, чувство коллективизма.

Развивать речевое дыхание.
Развивать артикуляционный аппарат.
Формировать просодические компоненты речи.
Развивать фонематическое восприятие.
Развивать грамматический строй и связную речь.

При этом каждый из субъектов коррекционно-развивающей работы осуществляет развитие следующих направлений:

Учитель-логопед:

    постановка диафрагмально-речевого дыхания; укрепление мышечного аппарата речевых органов средствами логопедического массажа; формирование артикуляторной базы для исправления неправильно произносимых звуков; коррекция нарушенных звуков, их автоматизация и дифференциация; развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза; совершенствование лексико-грамматической стороны речи; обучение умению связно выражать свои мысли; обучение грамоте, профилактика дисграфии и дислексии; развитие психологической базы речи; совершенствование мелкой моторики; логопедизация занятий и режимных моментов.

Музыкальный руководитель:

Развитие и формирование:

    слухового внимания и слуховой памяти; оптико-пространственных представлений; зрительной ориентировки на собеседника; координации движений; умения передавать несложный музыкальный ритмический рисунок.

Воспитание:

    темпа и ритма дыхания и речи; орального праксиса; просодики; фонематического слуха.

Эффективность коррекционной работы с детьми логопедических групп определяется четкой организацией их пребывания в детском саду, правильном распределении нагрузки в течении дня и преемственностью в работе логопеда и других специалистов ДОУ.

Формы и виды взаимодействия музыкального руководителя с учителями-логопедами.

    План взаимодействия учителей-логопедов с музыкальным руководителем на учебный год. Журнал взаимодействия. Совместный подбор методической литературы, пособий и репертуара. Участие учителей-логопедов в подготовке и проведении тематических развлечений, праздников, открытых занятий. Составление картотек речевых игр, игр со словом и т. д. Выступление музыкального руководителя на педагогических советах на темы, касающиеся коррекционных упражнений, игр со словом, пения и т. д. для профилактики нарушений речи. Использование на музыкальных занятиях, праздниках и развлечениях логопедических распевок, речевых игр, логоритмических упражнений, игр со словом, пальчиковых игр, музыкально-ритмических движений с пением, поговорок, небылиц, считалок, подговорок, музыкально-дидактических игр со словом, потешек, частушек, загадок, стихов, скороговорок, инсценировок сказок и песен, вокально-хоровая работа.

Координационный план проведения совместных занятий


Педагогические задачи

Музыкальный руководитель

Развитие мелкой моторики

Упражнения с различным дидактическим материалом.
Пальчиковые игры.

Игра на детских музыкальных инструментах.
Танцевальные движения.
Театр с использованием кукол бибабо

Развитие мимики

Массаж лица.
Гимнастика мимических мышц.
Произвольное формирование определенных мимических поз.
Связь мимики с интонацией

Развитие выразительности в пении и танце

Развитие речевого дыхания

Скороговорки. Упражнения на поддувание. Дифференциация ротового и носового дыхания. Выработка нижнедиафрагмального дыхания

Использование музыкальных духовых инструментов. Распевки. Упражнения на дыхание в танце.

Звуковая гимнастика. Упражнения на развитие гибкости мягкого неба

Хоровое пение.
Движения с речью под музыку.
Использование характерных ролей.

Развитие фонематического слуха

Чтение стихотворений с выделением фонем. Различение фонем, близких по способу и месту образования и акустическим признакам. Воспитание акустико-артикуляционного образа звука. Формирование контроля за речью через акустический контроль.

Использование попевок. Хоровое и индивидуальное пение. Музыкально-ритмические движения.

Развитие артикуляции

Упражнения с зеркалом.
Артикуляционная гимнастика.
Чистоговорки.
Массаж артикуляционного аппарата (индивидуально)

Разучивание и пение песен. Пение песен со звукоподражанием

Развитие грамматического строя речи

Формирование навыков словообразования и словоизменения.
Преодоление аграмматизма

Разучивание текстов песен. Драматизация.
Музыкальные спектакли, инсценировки.
Кукольный театр.

Развитие словаря

Развитие понимания различных речевых структур и грамматических форм.
Развитие номинатного, предикативного и адъективного словаря.

Пополнение словаря музыкальной терминалогоией.
Обогащение словаря в процессе занятий.

Развитие диалогической речи

Формирование навыков составления диалога

Драматизация.
Кукольный театр и куклы бибабо. Музыкальные спектакли.

Развитие монологической речи

Развитие у ребенка желания говорить.
Воспитание навыков овладения монологической речью.

Разучивание текстов песен

Развитие коммуникативных навыков

Психологические этюды и коммуникативные игры

Участие детей в музыкальных представлениях.

София Рамазанова
Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в коррекционно-образовательной работе

Если говорить вам сложно –

музыка всегда поможет !

В коррекционной работе с детьми , страдающими различными дефектами речи, положительную роль играют совместные занятия логопеда и музыкального руководителя , представляющие собой объединение системы движений, музыкального фона и словарного наполнения. Ведь кроме коррекционных целей достигается повышение эффективности в развитии неречевых и речевых функций, что способствует более интенсивной адаптации детей.

Во время проведения таких занятий развитие речи идет с помощью синтеза слова, движения и музыки . Движение помогает осмыслить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность, эмоциональную сферу, помогает адаптации к условиям внешней среды.

Совместные коррекционные занятия , с одной стороны – устраняют нарушенные речевые функции, а с другой – развивают функциональные системы ребенка : дыхание, голосовую функцию, артикуляционный аппарат, произвольное внимание в целом, процессы запоминания и воспроизведения речевого и двигательного материала.

Взаимодействие логопеда и музыкального руководителя осуществляется по двум направлениям :

1. коррекционно-развивающее ;

2. информационно-консультативное.

Осуществляя свою работу и логопед , и музыкальный руководитель должны учитывать :

Структуру речевого нарушения;

Осуществлять индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности;

Закреплять знания, умения и навыки приобретенные на логопедических занятиях;

Всесторонне развивать личность дошкольника.

И логопед, и музыкальный руководитель предъявляют единые требования к проведению совместных занятий с детьми.

Принципы построения совместных занятий :

1. Занятия строятся на основе общих положений коррекционно- педагогической работы с дошкольниками , имеющими отклонения в развитии

2. Занятия проводятся систематически т. к. только при этом условии у дошкольников формируются и закрепляются правильные двигательные динамические стереотипы.

3. Принцип всестороннего воздействия

4. Принцип доступности и индивидуального подхода. Содержание и дидактические приемы проведения совместных занятий подбираются и внедряются дифференцированно, сообразно возрасту детей, структуре и составу речевых нарушений.

5. Принцип наглядности.

6. Принцип постепенного усложнения двигательных, речевых и музыкальных заданий .

Можно выделить основные задачи, стоящие перед логопедом и музыкальным руководителем при проведении коррекционно-образовательной работы . Это - оздоровительные, образовательно-воспитательные и коррекционные задачи .

Оздоровительные Образовательно-воспитательные Коррекционные

Укреплять костно-мышечный аппарат.

Развивать дыхание.

Развивать координацию движений и моторные функции.

Формировать правильную осанку. Воспитывать и развивать чувство ритма, способность ощущать в музыке , движениях ритмическую выразительность.

Формировать способность восприятия музыкальных образов .

Совершенствовать личностные качества, чувство коллективизма. Развивать речевое дыхание.

Развивать артикуляционный аппарат.

Формировать просодические компоненты речи.

Развивать фонематическое восприятие.

Развивать грамматический строй и связную речь.

При этом каждый из субъектов коррекционно-развивающей работы осуществляет развитие следующих направлений :

Учитель-логопед :

Постановка диафрагмально-речевого дыхания;

Укрепление мышечного аппарата речевых органов средствами логопедического массажа;

Формирование артикуляторной базы для исправления неправильно произносимых звуков;

коррекция нарушенных звуков , их автоматизация и дифференциация;

Развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза;

Совершенствование лексико-грамматической стороны речи;

Обучение умению связно выражать свои мысли;

Обучение грамоте, профилактика дисграфии и дислексии;

Развитие психологической базы речи;

Совершенствование мелкой моторики;

Логопедизация занятий и режимных моментов.

Музыкальный руководитель :

Развитие и формирование :

Слухового внимания и слуховой памяти;

Оптико-пространственных представлений;

Зрительной ориентировки на собеседника;

Координации движений;

Умения передавать несложный музыкальный ритмический рисунок .

Воспитание :

Темпа и ритма дыхания и речи;

Орального праксиса;

Просодики;

Фонематического слуха.

Эффективность коррекционной работы с детьми логопедических групп определяется четкой организацией их пребывания в детском саду, правильном распределении нагрузки в течении дня и преемственностью в работе логопеда и других специалистов ДОУ.

Формы и виды взаимодействия музыкального руководителя с учителями-логопедами .

План взаимодействия учителей-логопедов с музыкальным руководителем на учебный год .

Журнал взаимодействия .

Совместный подбор методической литературы, пособий и репертуара.

Участие учителей -логопедов в подготовке и проведении тематических развлечений, праздников, открытых занятий.

Составление картотек речевых игр, игр со словом и т. д.

Выступление музыкального руководителя на педагогических советах на темы, касающиеся коррекционных упражнений , игр со словом, пения и т. д. для профилактики нарушений речи.

Использование на музыкальных занятиях , праздниках и развлечениях логопедических распевок, речевых игр, логоритмических упражнений, игр со словом, пальчиковых игр, музыкально -ритмических движений с пением, поговорок, небылиц, считалок, подговорок, музыкально -дидактических игр со словом, потешек, частушек, загадок, стихов, скороговорок, инсценировок сказок и песен, вокально-хоровая работа .

Координационный план проведения совместных занятий

Педагогические задачи Логопед Музыкальный руководитель

Развитие мелкой моторики Упражнения с различным дидактическим материалом.

Пальчиковые игры. Игра на детских музыкальных инструментах .

Танцевальные движения.

Театр с использованием кукол бибабо

Развитие мимики Массаж лица.

Гимнастика мимических мышц.

Произвольное формирование определенных мимических поз.

Связь мимики с интонацией Развитие выразительности в пении и танце

Развитие речевого дыхания Скороговорки. Упражнения на поддувание. Дифференциация ротового и носового дыхания. Выработка нижнедиафрагмального дыхания Использование музыкальных духовых инструментов. Распевки. Упражнения на дыхание в танце.

Движения с речью под музыку .

Использование характерных ролей.

Развитие фонематического слуха Чтение стихотворений с выделением фонем. Различение фонем, близких по способу и месту образования и акустическим признакам. Воспитание акустико-артикуляционного образа звука. Формирование контроля за речью через акустический контроль. Использование попевок. Хоровое и индивидуальное пение. Музыкально -ритмические движения.

Развитие артикуляции Упражнения с зеркалом.

Артикуляционная гимнастика.

Чистоговорки.

Массаж артикуляционного аппарата (индивидуально) Разучивание и пение песен. Пение песен со звукоподражанием

Развитие грамматического строя речи Формирование навыков словообразования и словоизменения.

Преодоление аграмматизма Разучивание текстов песен. Драматизация.

Музыкальные спектакли , инсценировки.

Кукольный театр.

Развитие словаря Развитие понимания различных речевых структур и грамматических форм.

Развитие номинатного, предикативного и адъективного словаря. Пополнение словаря музыкальной терминалогоией .

Обогащение словаря в процессе занятий.

Развитие диалогической речи Формирование навыков составления диалога Драматизация.

Кукольный театр и куклы бибабо. Музыкальные спектакли .

Развитие монологической речи Развитие у ребенка желания говорить.

Воспитание навыков овладения монологической речью. Разучивание текстов песен

Развитие коммуникативных навыков Психологические этюды и коммуникативные игры Участие детей в музыкальных представлениях .

1. Боромыкова О. С. Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением , комплекс упражнений по совершенствованию речевых навыков у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи – СПб., 1999.

2. Власова Т. М., Пфафенродт А. Н. Фонетическая ритмика – М., 1997.

3. Волкова Г. А. Логорпедическая ритмика – М., 1985.

4. Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры – М., 1996.

5. Лопухина И. С. Логопедия – речь, ритм, движение – СПб., 1997.

6. Дурова Н. В. Фонематика – М., 2002.

7. Микляева Н. В., Полозова О. А., Родионова Ю. Н. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ – М., 2006.

8. Крупа-Шушарина С. В. Логопедические песенки – Ростов-на-Дону, 2010.

9. Гавришева Л. Б., Нищева Н. В. Логопедические распевки – СПб., 2005.

10. Лукина Л. А., Сарычева И. Ф. Конспекты логоритмических занятий с детьми младшего возраста – СПб., 2008.

11. Щербакова Н. А. От музыки к движению и речи . Выпуски 1-4 – Москва, 2000.

12. Картушина М. Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми от 2-6 лет (3 книги) – Москва, 2007.

13. Воронова А. Е Логоритмика в речевых группах ДОУ – Москва, 2006.

14. Алифанова Е. А., Егорова Н. Е. Логопедические рифмовки и миниатюры – М., 2001.

15. Рычкова Н. А Логопедическая ритмика – М., 2000.

16. Гоголева М. Ю. Логоритмика в детском саду – Ярославль, 2006.

17. Гудимов В. П., Лусинян А. А., Ананьева О. П. Поющая азбука – М., 1998.

18. Арсеневская О. Н. «Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду » – Волгоград, 2010.

Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в коррекционно-образовательной работе

Если говорить вам сложно –
музыка всегда поможет!

В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положительную роль играют совместные занятия логопеда и музыкального руководителя, представляющие собой объединение системы движений, музыкального фона и словарного наполнения. Ведь кроме коррекционных целей достигается повышение эффективности в развитии неречевых и речевых функций, что способствует более интенсивной адаптации детей.

Во время проведения таких занятий развитие речи идет с помощью синтеза слова, движения и музыки. Движение помогает осмыслить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность, эмоциональную сферу, помогает адаптации к условиям внешней среды.

Совместные коррекционные занятия, с одной стороны – устраняют нарушенные речевые функции, а с другой – развивают функциональные системы ребенка: дыхание, голосовую функцию, артикуляционный аппарат, произвольное внимание в целом, процессы запоминания и воспроизведения речевого и двигательного материала.

Взаимодействие логопеда и музыкального руководителя осуществляется по двум направлениям:

1. коррекционно-развивающее;

2. информационно-консультативное.

Осуществляя свою работу и логопед, и музыкальный руководитель должны учитывать:

  • структуру речевого нарушения;
  • осуществлять индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности;
  • закреплять знания, умения и навыки приобретенные на логопедических занятиях;
  • всесторонне развивать личность дошкольника.
  • И логопед, и музыкальный руководитель предъявляют единые требования к проведению совместных занятий с детьми.

    Принципы построения совместных занятий:

    1. Занятия строятся на основе общих положений коррекционно- педагогической работы с дошкольниками, имеющими отклонения в развитии

    2. Занятия проводятся систематически т.к. только при этом условии у дошкольников формируются и закрепляются правильные двигательные динамические стереотипы.

    3. Принцип всестороннего воздействия

    4. Принцип доступности и индивидуального подхода. Содержание и дидактические приемы проведения совместных занятий подбираются и внедряются дифференцированно, сообразно возрасту детей, структуре и составу речевых нарушений.

    5. Принцип наглядности.

    6. Принцип постепенного усложнения двигательных, речевых и музыкальных заданий.

    Можно выделить основные задачи, стоящие перед логопедом и музыкальным руководителем при проведении коррекционно-образовательной работы. Это - оздоровительные, образовательно-воспитательные и коррекционные задачи.

    Оздоровительные

    Образовательно-воспитательные

    Коррекционные

    Укреплять костно-мышечный аппарат.
    Развивать дыхание.
    Развивать координацию движений и моторные функции.
    Формировать правильную осанку.

    Воспитывать и развивать чувство ритма, способность ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность.
    Формировать способность восприятия музыкальных образов.
    Совершенствовать личностные качества, чувство коллективизма.

    Развивать речевое дыхание.
    Развивать артикуляционный аппарат.
    Формировать просодические компоненты речи.
    Развивать фонематическое восприятие.
    Развивать грамматический строй и связную речь.

    При этом каждый из субъектов коррекционно-развивающей работы осуществляет развитие следующих направлений:

    Учитель-логопед:

  • постановка диафрагмально-речевого дыхания;
  • укрепление мышечного аппарата речевых органов средствами логопедического массажа;
  • формирование артикуляторной базы для исправления неправильно произносимых звуков;
  • коррекция нарушенных звуков, их автоматизация и дифференциация;
  • развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза;
  • совершенствование лексико-грамматической стороны речи;
  • обучение умению связно выражать свои мысли;
  • обучение грамоте, профилактика дисграфии и дислексии;
  • развитие психологической базы речи;
  • совершенствование мелкой моторики;
  • логопедизация занятий и режимных моментов.
  • Музыкальный руководитель:

    Развитие и формирование:

  • слухового внимания и слуховой памяти;
  • оптико-пространственных представлений;
  • зрительной ориентировки на собеседника;
  • координации движений;
  • умения передавать несложный музыкальный ритмический рисунок.
  • Воспитание:

  • темпа и ритма дыхания и речи;
  • орального праксиса;
  • просодики;
  • фонематического слуха.
  • Эффективность коррекционной работы с детьми логопедических групп определяется четкой организацией их пребывания в детском саду, правильном распределении нагрузки в течении дня и преемственностью в работе логопеда и других специалистов ДОУ.

    Формы и виды взаимодействия музыкального руководителя с учителями-логопедами.

  • План взаимодействия учителей-логопедов с музыкальным руководителем на учебный год.
  • Журнал взаимодействия.
  • Совместный подбор методической литературы, пособий и репертуара.
  • Участие учителей-логопедов в подготовке и проведении тематических развлечений, праздников, открытых занятий.
  • Составление картотек речевых игр, игр со словом и т.д.
  • Выступление музыкального руководителя на педагогических советах на темы, касающиеся коррекционных упражнений, игр со словом, пения и т.д. для профилактики нарушений речи.
  • Использование на музыкальных занятиях, праздниках и развлечениях логопедических распевок, речевых игр, логоритмических упражнений, игр со словом, пальчиковых игр, музыкально-ритмических движений с пением, поговорок, небылиц, считалок, подговорок, музыкально-дидактических игр со словом, потешек, частушек, загадок, стихов, скороговорок, инсценировок сказок и песен, вокально-хоровая работа.
  • Координационный план проведения совместных занятий

    Педагогические задачи

    Логопед

    Музыкальный руководитель

    Развитие мелкой моторики

    Упражнения с различным дидактическим материалом.
    Пальчиковые игры.

    Игра на детских музыкальных инструментах.
    Танцевальные движения.
    Театр с использованием кукол бибабо

    Развитие мимики

    Массаж лица.
    Гимнастика мимических мышц.
    Произвольное формирование определенных мимических поз.
    Связь мимики с интонацией

    Развитие выразительности в пении и танце

    Развитие речевого дыхания

    Скороговорки. Упражнения на поддувание. Дифференциация ротового и носового дыхания. Выработка нижнедиафрагмального дыхания

    Использование музыкальных духовых инструментов. Распевки. Упражнения на дыхание в танце.

    Звуковая гимнастика. Упражнения на развитие гибкости мягкого неба

    Хоровое пение.
    Движения с речью под музыку.
    Использование характерных ролей.

    Развитие фонематического слуха

    Чтение стихотворений с выделением фонем. Различение фонем, близких по способу и месту образования и акустическим признакам. Воспитание акустико-артикуляционного образа звука. Формирование контроля за речью через акустический контроль.

    Использование попевок. Хоровое и индивидуальное пение. Музыкально-ритмические движения.

    Развитие артикуляции

    Упражнения с зеркалом.
    Артикуляционная гимнастика.
    Чистоговорки.
    Массаж артикуляционного аппарата(индивидуально)

    Разучивание и пение песен. Пение песен со звукоподражанием

    Развитие грамматического строя речи

    Формирование навыков словообразования и словоизменения.
    Преодоление аграмматизма

    Разучивание текстов песен. Драматизация.
    Музыкальные спектакли, инсценировки.
    Кукольный театр.

    Развитие словаря

    Развитие понимания различных речевых структур и грамматических форм.
    Развитие номинатного, предикативного и адъективного словаря.

    Пополнение словаря музыкальной терминалогоией.
    Обогащение словаря в процессе занятий.

    Развитие диалогической речи

    Формирование навыков составления диалога

    Драматизация.
    Кукольный театр и куклы бибабо. Музыкальные спектакли.

    Развитие монологической речи

    Развитие у ребенка желания говорить.
    Воспитание навыков овладения монологической речью.

    Разучивание текстов песен

    Развитие коммуникативных навыков

    Психологические этюды и коммуникативные игры

    Участие детей в музыкальных представлениях.

    Музыкально - пальчиковые игры для детей младшего и старшего дошкольного возраста.

    1. Игры-манипуляции: «Ладушки - ладушки » - дети ритмично хлопают в ладоши, «Сорока - белобока» - указательным пальцем осуществляют круговые движения. «Пальчик-мальчик, где ты был?», «Мы делили апельсин», «Этот пальчик хочет спать», «Этот пальчик - дедушка», «Раз, два, три, четыре, кто живет в моей квартире», "Пальчики пошли гулять» - ребенок поочередно загибает каждый пальчик. Эти упражнения он может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение: в каждом пальчике ребенок видит тот или иной образ.

    2. Сюжетные пальчиковые упражнения «Пальчики здороваются» - подушечки пальцев соприкасаются с большим пальцем (правой, левой руки, двух одновременно). «Распускается цветок» - из сжатого кулака поочередно «появляются» пальцы. «Домик» - изучаем части тела, ощущая их тактильно. Стенка, стенка, (потрогать щечки) Потолок, (потрогать лобик) Две ступеньки, (прошагать пальцами по губам) Дзинь - звонок! (нажать на носик) К этой группе относятся также упражнения, которые позволяют детям изображать предметы транспорта и мебели, диких и домашних животных, птиц, насекомых, деревья,

    3. Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой в старшем дошкольном возрасте. Ребенок может поочередно соединять пальцы каждой руки друг с другом, или выпрямлять по очереди каждый палец, или сжимать пальцы в кулак и разжимать и в это время произносить звуки: б-п; т-д; к-г.

    4. Пальчиковые кинезиологические упражнения («гимнастика мозга») С помощью таких упражнений компенсируется работа левого полушария. Их выполнение требует от ребенка внимания, сосредоточенности. «Колечко» - это упражнение хорошо выполнять под вальс (музыку в размере 3/4). Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем плавно и поочередно последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале методика выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе, затем с переходом от одной руки к другой – в этом случае начинаем с левого мизинца, доходим до указательного пальца, переходим на правую руку с указательного пальца, доходим до мизинца и возвращаемся обратно к левому мизинцу. «Кулак-ребро-ладонь» - это упражнение хорошо выполнять под бодрую маршевую музыку, например под всем известную песенку «Гуси у бабуси». Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости стола; ладонь, сжатая в кулак; ладонь ребром на плоскости стола. (Можно эти жесты условно назвать «камень», «нож», «бумага» или как угодно по-другому.) Сначала учимся выполнять эти движения отдельными руками, затем вместе, затем с переходом от левой руки к правой. «Зеркальное рисование». Положите на стол чистый лист бумаги, (он должен быть достаточно большого размера, чтобы избежать скольжения), либо прикрепите его скотчем к поверхности. Вложите в обе руки малыша по карандашу или фломастеру. Обхватите своими руками его кисти и начинайте рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки. Рисовать хорошо под любую спокойную, плавную музыку. Не забудьте, потом сделать на рисунке подписи и прочитать их. «Симметричные рисунки" - рисовать в воздухе обеими руками зеркально симметричные рисунки (начинать лучше с круглого предмета: яблоко, арбуз и т.д.) Главное, чтобы ребенок смотрел во время «рисования» на свою руку. «Горизонтальная восьмерка» - нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь три раза – сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками,

    5. Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук . В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения - разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от периферии к центру). В заключении, хочется отметить, что последовательная, систематическая работа над решением задач музыкального воспитания в сочетании с решение коррекционных, развивает воображение детей, их творческую активность, учит осознанному отношению к воспринимаемой музыке, к эмоционально-динамическому осмыслению движений, способствует развитию и коррекции моторной сферы, сенсорных способностей, содействует профилактике и устранению речевых нарушений у детей.

    I. В сопровождении ребенка дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи и другими нарушениями важную роль играет соблюдение единого коррекционного режима — речевого, двигательного и др. Единый коррекционный режим в специализированном дошкольном образовательном учреждении реализуется также через согласованную работу, интеграцию и профессиональное сотрудничество всех взрослых.

    Необходимость соблюдения единого коррекционного режима и обязательная координация, интеграция работы специалистов вытекает из особенностей и возможностей ребенка – речевых, двигательных, особенностей его памяти, восприятия, мышления. Энергетические запасы, которые идут на осуществление двигательной, эмоциональной, интеллектуальной и речевой деятельности, у каждого человека ограничены. Именно в руках взрослых, которые работают с ребенком, находится то, как они будут потрачены — эффективно или нет, и с какими последствиями. Без согласованной работы и взаимодействия всех взрослых, работающих с ребенком, коррекционный эффект будет ниже, чем он мог бы быть.

    Экстенсивный путь сопровождения — за счёт большого набора двигательного, речевого, познавательного и другого материала, предложенного ребёнку разными специалистами — для детей с речевыми и другими нарушениями неприемлем. Здоровьесберегающим и эффективным является, всё-таки, интенсивный путь, суть которого заключается в совершенствовании форм организации работы с ребёнком, в согласованном взаимодействии взрослых, принимающих участие в развитии и жизни ребёнка.

    Грамотное взаимодействие специалистов и организация единого коррекционного режима позволяет ребенку максимально эффективно и без ущерба для здоровья прожить во времени, отведённом на нормализацию его речевых, моторных и психических функций.

    II. В ходе интеграции деятельности специалистов группы (логопеда, воспитателей, музыкального руководителя) мы апробировали следующие формы взаимодействия:

    1) Взаимный обмен педагогической информацией в течение всего учебного года.

    Такой информационный обмен необходим для совершенствования коррекционно-развивающей работы, планирования и реализации индивидуально-дифференцированного подхода, достижения коррекционно-развивающего и здоровьесберегающего эффекта сопровождения.

    Для всех участников процесса важными являются сведения об уровне развития импрессивной речи ребенка, характере нарушений слухового и зрительного внимания и восприятия, о возможностях пространственной ориентировки ребёнка, а также общем способе взаимодействия ребенка с окружающим миром, от которых зависит качество восприятия и выполнения инструкций, качество участия ребенка в музыкальных занятиях. Важной является информация об уровне развития активной речи ребенка, нарушениях физиологического дыхания, трудностях фонации, нарушениях звукопроизношения и слоговой структуры слова.

    Эти сведения фиксируются в бланках логопедического и педагогического обследования ребенка, а также корректируются в соответствии с данными динамического наблюдения и мониторинга в течение года. Трудности детей, без учёта которых невозможно эффективное построение оздоровительной работы, фиксируются в тетради взаимодействия логопеда и музыкального руководителя.

    В процессе обсуждения результатов диагностики мы обращаем внимание на следующие вещи:

    Особенности коммуникативной и эмоциональной сферы ребенка;
    - особенности организации деятельности каждого ребёнка;
    - состояние зрительного и слухового внимания, восприятия и памяти;
    - степень понимания речи (а значит – понимания вербальной инструкции);
    - уровень развития активной речи;
    - состояние общей и мелкой моторики;
    - состояние функции дыхания и голосообразования;
    - общее состояние здоровья ребенка.

    Грамотное внимание к речевым, двигательным, коммуникативным и другим особенностям ребенка позволяет нам более эффективно спланировать коррекционно-развивающую работу по формированию невербальных и вербальных функций у детей, детализировать и реализовать индивидуально-дифференцированный подход, оказать детям индивидуальную помощь в ходе музыкальных занятий.

    2) Планирование коррекционно-развивающей работы с учётом ведущего нарушения и психологических особенностей детей.

    По итогам обсуждения результатов диагностики выстраивается план работы с ребёнком, план взаимодействия музыкального руководителя и специалистов группы, уточняются формы взаимодействия, доступные и приемлемые в данном учебном году, обговаривается характер участия воспитателя, логопеда группы в музыкальных занятиях, характер индивидуальной помощи ребёнку.

    3) Индивидуальная помощь педагогов группы детям на музыкальном занятии, по согласованию с музыкальным руководителем.

    Так сложилось, что несколько лет подряд логопедический график работы совпадает с сеткой музыкальных занятий, проводимых с группой. Как учитель-логопед, я имею возможность посещать музыкальные занятия. Посещение музыкальных занятий даёт мне, как логопеду и координатору, достаточно — в диагностическом, планирующем, консультационном и другом плане. Я имею дополнительную возможность увидеть и проанализировать динамику в развитии двигательных, пространственных, ритмических функций детей в специальных видах деятельности, видеть и анализировать, как ребёнок переносит в другую деятельность те речевые и коммуникативные умения, неречевые навыки, которые формируются на логопедических занятиях. Кроме того, я могу непосредственно в это время участвовать в коррекционном процессе, оказать, параллельно с воспитателем, индивидуальную коррекционную помощь самым сложным детям группы – помочь выполнить серию необходимых движений, индивидуально адаптировать фронтальную инструкцию музыкального руководителя, направить ребёнка и др. Всё это очень важно в условиях работы с детьми с тяжёлыми речевыми и другими нарушениями. Иногда, при определённых условиях (тяжесть нарушений у детей), бывает недостаточно участия одного педагога в организации деятельности детей, для достижения желаемого коррекционно-развивающего эффекта.

    При этом ведущая роль на музыкальном занятии остаётся у музыкального руководителя, и все виды помощи, характер участия воспитателей и логопеда в музыкальном занятии также согласуется и обговаривается с ним.

    Как правило, группа детей с тяжёлыми нарушениями речи бывает достаточно неоднородна — по речевым, двигательным, эмоциональными и другим возможностям. На фронтальных занятиях мы видим доступным дифференциацию приёмов работы с ребёнком (например, дифференциацию способов подачи учебной информации) и дифференцирование требований к выполнению задания каждым ребенком группы. Индивидуально-дифференцированный подход осуществляется и за счёт оказания разных видов помощи детям педагогами группы. Помощь может быть двигательная (сопряжённое выполнение с ребёнком какого-то движения), вербальная (индивидуально адаптировать инструкцию, направить ребёнка), эмоциональная (поддержать ребёнка).

    Данная форма работы была презентована нами в рамках городского методического объединения музыкальных руководителей ДОУ.

    4) Совместная разработка и проведение логоритмических занятий.

    Планирование и проведение занятий по логопедической ритмике — дело непростое. Необходимо учесть множество конкретных условий. Многое зависит от конкретного состава группы и индивидуальных возможностей детей (насколько эффективным будет объединение достаточно разнородной группы детей из 10-11 человек в пространстве логоритмического занятия), от профессиональной квалификации и занятости педагогов другими, не менее важными, коррекционными проектами (фонетическая ритмика и др.).

    Тем не менее, совместная разработка и проведение логоритмических занятия является достаточно эффективной формой взаимодействия логопеда и музыкального руководителя.

    В предыдущие годы мы с музыкальным руководителем включали некоторые логоритмические упражнения в канву музыкальных занятий. Затем начали совместно планировать логоритмические занятия, надеемся продолжить осваивать и совершенствовать эту форму взаимодействия и в будущем.

    5) Адаптирование речевого материала, используемого на утренниках.

    Стихотворный и песенный материал для индивидуального исполнения выбирается (и при необходимости – адаптируется) логопедом и музыкальным руководителем строго в соответствии с речевыми и психологическими возможностями детей. Очень важным здесь является подход к подбору речевого материала с учётом семейной ситуации – болезненное принятие родителями нарушений у ребенка, проживание ребенка в неполной семье, в семье опекунов. Вся эта работа немыслима без прямого участия всех педагогов группы.

    6) Закрепление педагогами группы музыкального материала во время, отведённое для коррекционной работы с детьми.

    Эффективность коррекционной работы увеличивается, если у педагогов группы есть регулярная возможность выборочно закреплять материал, который вводится на музыкальных занятиях. Это могут быть слова песен, игры с движениями, хороводы и т.д.

    Во всех формах взаимодействия специалистов заложена вариативность. К тому же, кажется правильным, когда у специалистов, сопровождающих ребенка, есть право совместно выбирать и решать, какие из форм взаимодействия приемлемы и доступны в конкретных образовательных условиях и в работе с конкретной группой детей!

    VI. Литература, используемая нами для организации взаимодействия учителя-логопеда, музыкального руководителя, воспитателей группы.

    Адаптация ребенка в группе и развитие общения на игровом занятии КРУГ/Зарубина Ю.К., Константинова И.С., Бондарь Т.А., Попова М.Г.: Теревинф, 2009
    Алябьева Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения. — М.: ТЦ Сфера, 2005.
    Бабушкина Р.Л. Логопедическая ритмика: Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи / Под редакцией Г.А. Волковой, -СПб.: КАРО, 2005.
    Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. — М.: Просвещение, 1985.
    Воробьёва Т.А., Крупенчук О.И. Мяч и речь: игры с мячом для развития речи, мелкой ручной и общей моторики. — СПб.: КАРО, 2003.
    Дедюхина Г.В. Работа над ритмом в логопедической практике. — м.: Айрис-пресс, 2006.
    Здоровьеформирующее физическое развитие: Развивающие двигательные программы для детей 5-6 лет. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
    Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду. — М.: ТЦ Сфера, 2004.
    Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников. — М.: ВАКО, 2005.
    Корнев А.Н. Основы логопатологии детского возраста: клинические и психологические аспекты. – СПб.: Речь, 2006
    Кузнецова Е.В. Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с тяжелыми нарушениями речи. Методика коррекционно-восстановительной работы с детьми 3-4 лет. М.: ГНОМ и Д, 2002
    Лебедева А.Н. Развитие сенсомоторики детей старшего дошкольного возраста: Коррекционно-развивающая программа. – М.: Школьная Пресса, 2004
    Лопухина И.С. Логопедия — речь, ритм, движение: Пособие для логопедов и родителей. — СПб.: Дельта, 1997.
    Лукина Н.А., Сарычева И.Ф. Логоритмические занятия с детьми раннего возраста. — СПб.: Паритет,2004.
    Микляева Н.В., Полозова О.А., Родионова Ю.Н. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ: Пособие для воспитателей и логопедов. — М.: Айрис-пресс, 2004.
    Мухина А.Я. Речедвигательная ритмика. М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2009
    Новиковская О. А. Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях. СПб: Корона принт, 2005
    Ньокиктьен Чарльз. Детская поведенческая неврология. В двух томах. Том 1./Чарльз Ньокиктьен; пер.с англ. Д.В. Ермолаев, Н.Н. Заваденко, Н.Н. Полонская; под ред. Н.Н. Заваденко. – М.: Теревинф, 2009
    Овчинникова Т.С.