Новая жизнь военной приёмки. После испытания на излом

К проекту постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 11 августа 1995 г. N 804" от 3 июля 2014 г. N 612, первоочередной целью изменений явилось уточнение задач и функций военных представительств. Кроме того, вследствие принятия новых нормативных правовых актов в сфере государственного оборонного заказа (далее - ГОЗ) и технического регулирования возникла необходимость приведения в соответствие с ними отдельных норм Положения о военных представительствах. Попутно были устранены некоторые застарелые недостатки указанного Положения.

Уточнение задачи военных представительств в части обеспечения реализации механизма государственного регулирования цен на продукцию, поставляемую по ГОЗ, связано с промахами, допущенными в ходе реформирования военных представительств в 2012 г. Суть этих реформ сводилась к сокращению общего количества военных представительств и снижению их роли в процессе формирования ГОЗ и контроля за ходом его исполнения.

Первоначально следует напомнить, что согласно п. 3 ст. 7 Федерального закона "О государственном оборонном заказе" (далее - Закон о ГОЗ) государственный заказчик ГОЗ формирует начальную (максимальную) цену государственного контракта при размещении ГОЗ путем использования конкурентных способов определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков), а также цену государственного контракта при размещении ГОЗ у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика). В свою очередь, на головного исполнителя возложена обязанность по обоснованию с участием исполнителей цены на продукцию по ГОЗ при направлении ему соответствующего запроса со стороны государственного заказчика ( Закона о ГОЗ). При этом государственный заказчик проводит проверку обоснованности предлагаемой цены в целях предупреждения ее необоснованного завышения.

До 2012 г. для обеспечения согласования с военными представительствами цены военной продукции на руководителей организаций и учреждений, осуществляющих в интересах обороны разработку, испытания, производство, поставку и утилизацию этой продукции (далее - организации), возлагалась обязанность своевременно предъявлять указанным представительствам расчетно-калькуляционные материалы к проектам договорных оптовых цен. В июле 2012 г. эта обязанность была с руководителей организаций снята . Однако, как показала практика, проверка обоснованности предлагаемой организациями цены крайне затруднительна без привлечения военных представительств. Именно военные представители обладают наиболее полным представлением и точными сведениями о состоянии предприятий оборонно-промышленного комплекса, технологических процессах создания вооружения, военной и специальной техники, кооперационных связях.

С принятием Постановления Правительства Российской Федерации от 3 июля 2014 г. N 612 военные представительства уполномочены на выдачу заключений о цене военной продукции, в том числе прогнозной. Эти заключения используются в последующем государственными заказчиками ГОЗ при формировании начальной (максимальной) цены государственного контракта. Реализация указанного полномочия обеспечивается вновь закрепленной в Положении о военных представительствах обязанностью руководителей организаций своевременно предъявлять военным представительствам расчетно-калькуляционные материалы, обосновывающие уровень цены на военную продукцию.

В результате нормативных изменений военные представительств наделены и рядом других полномочий. В частности, в Положении о военных представительствах определена новая цель создания военных представительств. Как следует из п. 1 данного Положения, военные представительства создаются для контроля качества и приемки не только военной продукции, но и работ по сервисному обслуживанию, ремонту и (или) модернизации военной продукции, проводимых специалистами организаций-исполнителей непосредственно у потребителей этой продукции в соответствии с условиями государственных контрактов (контрактов). Появление новой цели создания военных представительств повлекло за собой расширение их компетенции в части контроля качества и приемки работ по сервисному обслуживанию, ремонту и (или) модернизации военной продукции, т.е. еще одного из возможных объектов закупок в рамках ГОЗ ( Закона о ГОЗ).

Правительство Российской Федерации устранило ранее существовавшую коллизию между нормами Положения о военных представительствах и Положения об особенностях оценки соответствия оборонной продукции . Так, согласно Положения об особенностях оценки соответствия оборонной продукции контроль качества и приемки осуществляется представительством заказчика только в случае, установленном государственным контрактом (договором). В соответствии же с первоначальной редакцией п. 4 Положения о военных представительствах контроль качества военной продукции и ее соответствия технической документации мог осуществляться военным представительством на любом этапе разработки и производства этой продукции вне зависимости от наличия заключенного контракта. Номенклатура военной продукции, подлежащей контролю качества и приемке, ежегодно устанавливалась заказывающими управлениями Минобороны России. В результате внесения в 2014 г. изменений норма п. 4 Положения о военных представительствах приведена в соответствие с п. 10 Положения об особенностях оценки соответствия оборонной продукции.

Серьезным изменениям было подвергнуто Положение о военных представительствах в части, касающейся обязательных оснований для приостановления военными представительствами приемки и отгрузки военной продукции. В новой редакции названного Положения расширен круг обязательных оснований для приостановления приемки и отгрузки военной продукции. Военные представительства обязаны приостанавливать приемку и отгрузку указанной продукции в следующих случаях вне зависимости от их упоминания в тексте государственного контракта (контракта):

1) невыполнение условий государственных контрактов (контрактов), а также принятых решений по обеспечению качества и надежности военной продукции;

3) выявление дефектов в процессе эксплуатации военной продукции, вызывающих выход ее из строя, если эти дефекты имеются в военной продукции, находящейся в производстве;

5) использование в производстве военной продукции контрафактных, фальсифицированных, некондиционных комплектующих изделий, материалов и полуфабрикатов, а также признание изготавливаемой военной продукции контрафактной;

6) нарушение требований по противодействию иностранным техническим разведкам и по технической защите, способствующее созданию каналов утечки (разглашения, утраты) сведений, составляющих государственную тайну.

Три последних из названного перечня основания являются новыми по сравнению с ранее действовавшей редакцией Положения о военных представительствах. Вероятно, определение нарушения особо ответственных технологических процессов производства военной продукции в качестве обязательного основания для приостановки ее приемки и отгрузки связано с недавними авариями, получившими широкий общественный резонанс . Участились и случаи использования при производстве военной продукции контрафактных и некондиционных комплектующих . Это сыграло свою роль при выделении этого нарушения как самостоятельного основания для приостановления приемки и отгрузки военной продукции. Между тем, на наш взгляд, данное нарушение охватывается другим основанием - невыполнением условий государственных контрактов (контрактов).

Согласно новой редакции Положения о военных представительствах на начальника военного представительства возложена обязанность письменно уведомить о приостановке приемки и отгрузки военной продукции, помимо руководителя организации и государственного заказчика ГОЗ, также федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контрольной (надзорной) деятельности в сфере ГОЗ.

Приемка и отгрузка военной продукции возобновляются после проведения организацией согласованных с государственным заказчиком мероприятий по устранению выявленных недостатков и их причин.

Правительство Российской Федерации устранило недочеты, связанные с использованием в Положении о военных представительствах указаний на заказывающие управления Минобороны России. Проведенные после принятия "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ изменения организации закупочной деятельности Минобороны России привели к обессмысливанию использования термина "заказывающие управления" в тексте Положения и его замене на актуальную терминологию.

Техническое руководство военными представительствами продолжало осуществляться Управлениями заказов и поставок по принадлежности продукции. Деятельность Управления военных представительств по взаимодействию с Управлениями заказов и поставок, координировалось начальником Управления начальника вооружения – заместителем начальника вооружения Вооруженных Сил Российской Федерации.

Начальники УВП МО РФ

  • полковник Д. М. Тумасов (с 2005 по 2009 гг.);
  • полковник (в отставке) А. Г. Тарасов (с 2009 по 2013 гг.);
  • полковник О. Н. Степанов (с 2013 по настоящее время).

Учебные заведения

  • - основан приказом ректора № 509 от 17 ноября 2009 года в городе Москве ;
  • действуют курсы переподготовки и повышения квалификации офицерского состава военных представительств при Военном университете Министерства обороны и некоторых других военных вузах страны.

Напишите отзыв о статье "Управление военных представительств Министерства обороны Российской Федерации"

Примечания

Отрывок, характеризующий Управление военных представительств Министерства обороны Российской Федерации

Через два часа подводы стояли на дворе богучаровского дома. Мужики оживленно выносили и укладывали на подводы господские вещи, и Дрон, по желанию княжны Марьи выпущенный из рундука, куда его заперли, стоя на дворе, распоряжался мужиками.
– Ты ее так дурно не клади, – говорил один из мужиков, высокий человек с круглым улыбающимся лицом, принимая из рук горничной шкатулку. – Она ведь тоже денег стоит. Что же ты ее так то вот бросишь или пол веревку – а она потрется. Я так не люблю. А чтоб все честно, по закону было. Вот так то под рогожку, да сенцом прикрой, вот и важно. Любо!
– Ишь книг то, книг, – сказал другой мужик, выносивший библиотечные шкафы князя Андрея. – Ты не цепляй! А грузно, ребята, книги здоровые!
– Да, писали, не гуляли! – значительно подмигнув, сказал высокий круглолицый мужик, указывая на толстые лексиконы, лежавшие сверху.

Ростов, не желая навязывать свое знакомство княжне, не пошел к ней, а остался в деревне, ожидая ее выезда. Дождавшись выезда экипажей княжны Марьи из дома, Ростов сел верхом и до пути, занятого нашими войсками, в двенадцати верстах от Богучарова, верхом провожал ее. В Янкове, на постоялом дворе, он простился с нею почтительно, в первый раз позволив себе поцеловать ее руку.
– Как вам не совестно, – краснея, отвечал он княжне Марье на выражение благодарности за ее спасенье (как она называла его поступок), – каждый становой сделал бы то же. Если бы нам только приходилось воевать с мужиками, мы бы не допустили так далеко неприятеля, – говорил он, стыдясь чего то и стараясь переменить разговор. – Я счастлив только, что имел случай познакомиться с вами. Прощайте, княжна, желаю вам счастия и утешения и желаю встретиться с вами при более счастливых условиях. Ежели вы не хотите заставить краснеть меня, пожалуйста, не благодарите.
Но княжна, если не благодарила более словами, благодарила его всем выражением своего сиявшего благодарностью и нежностью лица. Она не могла верить ему, что ей не за что благодарить его. Напротив, для нее несомненно было то, что ежели бы его не было, то она, наверное, должна была бы погибнуть и от бунтовщиков и от французов; что он, для того чтобы спасти ее, подвергал себя самым очевидным и страшным опасностям; и еще несомненнее было то, что он был человек с высокой и благородной душой, который умел понять ее положение и горе. Его добрые и честные глаза с выступившими на них слезами, в то время как она сама, заплакав, говорила с ним о своей потере, не выходили из ее воображения.
Когда она простилась с ним и осталась одна, княжна Марья вдруг почувствовала в глазах слезы, и тут уж не в первый раз ей представился странный вопрос, любит ли она его?
По дороге дальше к Москве, несмотря на то, что положение княжны было не радостно, Дуняша, ехавшая с ней в карете, не раз замечала, что княжна, высунувшись в окно кареты, чему то радостно и грустно улыбалась.
«Ну что же, ежели бы я и полюбила его? – думала княжна Марья.
Как ни стыдно ей было признаться себе, что она первая полюбила человека, который, может быть, никогда не полюбит ее, она утешала себя мыслью, что никто никогда не узнает этого и что она не будет виновата, ежели будет до конца жизни, никому не говоря о том, любить того, которого она любила в первый и в последний раз.
Иногда она вспоминала его взгляды, его участие, его слова, и ей казалось счастье не невозможным. И тогда то Дуняша замечала, что она, улыбаясь, глядела в окно кареты.
«И надо было ему приехать в Богучарово, и в эту самую минуту! – думала княжна Марья. – И надо было его сестре отказать князю Андрею! – И во всем этом княжна Марья видела волю провиденья.
Впечатление, произведенное на Ростова княжной Марьей, было очень приятное. Когда ои вспоминал про нее, ему становилось весело, и когда товарищи, узнав о бывшем с ним приключении в Богучарове, шутили ему, что он, поехав за сеном, подцепил одну из самых богатых невест в России, Ростов сердился. Он сердился именно потому, что мысль о женитьбе на приятной для него, кроткой княжне Марье с огромным состоянием не раз против его воли приходила ему в голову. Для себя лично Николай не мог желать жены лучше княжны Марьи: женитьба на ней сделала бы счастье графини – его матери, и поправила бы дела его отца; и даже – Николай чувствовал это – сделала бы счастье княжны Марьи. Но Соня? И данное слово? И от этого то Ростов сердился, когда ему шутили о княжне Болконской.

Приняв командование над армиями, Кутузов вспомнил о князе Андрее и послал ему приказание прибыть в главную квартиру.
Князь Андрей приехал в Царево Займище в тот самый день и в то самое время дня, когда Кутузов делал первый смотр войскам. Князь Андрей остановился в деревне у дома священника, у которого стоял экипаж главнокомандующего, и сел на лавочке у ворот, ожидая светлейшего, как все называли теперь Кутузова. На поле за деревней слышны были то звуки полковой музыки, то рев огромного количества голосов, кричавших «ура!новому главнокомандующему. Тут же у ворот, шагах в десяти от князя Андрея, пользуясь отсутствием князя и прекрасной погодой, стояли два денщика, курьер и дворецкий. Черноватый, обросший усами и бакенбардами, маленький гусарский подполковник подъехал к воротам и, взглянув на князя Андрея, спросил: здесь ли стоит светлейший и скоро ли он будет?
Князь Андрей сказал, что он не принадлежит к штабу светлейшего и тоже приезжий. Гусарский подполковник обратился к нарядному денщику, и денщик главнокомандующего сказал ему с той особенной презрительностью, с которой говорят денщики главнокомандующих с офицерами:
– Что, светлейший? Должно быть, сейчас будет. Вам что?
Гусарский подполковник усмехнулся в усы на тон денщика, слез с лошади, отдал ее вестовому и подошел к Болконскому, слегка поклонившись ему. Болконский посторонился на лавке. Гусарский подполковник сел подле него.
– Тоже дожидаетесь главнокомандующего? – заговорил гусарский подполковник. – Говог"ят, всем доступен, слава богу. А то с колбасниками беда! Недаг"ом Ег"молов в немцы пг"осился. Тепег"ь авось и г"усским говог"ить можно будет. А то чег"т знает что делали. Все отступали, все отступали. Вы делали поход? – спросил он.
– Имел удовольствие, – отвечал князь Андрей, – не только участвовать в отступлении, но и потерять в этом отступлении все, что имел дорогого, не говоря об именьях и родном доме… отца, который умер с горя. Я смоленский.
– А?.. Вы князь Болконский? Очень г"ад познакомиться: подполковник Денисов, более известный под именем Васьки, – сказал Денисов, пожимая руку князя Андрея и с особенно добрым вниманием вглядываясь в лицо Болконского. – Да, я слышал, – сказал он с сочувствием и, помолчав немного, продолжал: – Вот и скифская война. Это все хог"ошо, только не для тех, кто своими боками отдувается. А вы – князь Андг"ей Болконский? – Он покачал головой. – Очень г"ад, князь, очень г"ад познакомиться, – прибавил он опять с грустной улыбкой, пожимая ему руку.
Князь Андрей знал Денисова по рассказам Наташи о ее первом женихе. Это воспоминанье и сладко и больно перенесло его теперь к тем болезненным ощущениям, о которых он последнее время давно уже не думал, но которые все таки были в его душе. В последнее время столько других и таких серьезных впечатлений, как оставление Смоленска, его приезд в Лысые Горы, недавнее известно о смерти отца, – столько ощущений было испытано им, что эти воспоминания уже давно не приходили ему и, когда пришли, далеко не подействовали на него с прежней силой. И для Денисова тот ряд воспоминаний, которые вызвало имя Болконского, было далекое, поэтическое прошедшее, когда он, после ужина и пения Наташи, сам не зная как, сделал предложение пятнадцатилетней девочке. Он улыбнулся воспоминаниям того времени и своей любви к Наташе и тотчас же перешел к тому, что страстно и исключительно теперь занимало его. Это был план кампании, который он придумал, служа во время отступления на аванпостах. Он представлял этот план Барклаю де Толли и теперь намерен был представить его Кутузову. План основывался на том, что операционная линия французов слишком растянута и что вместо того, или вместе с тем, чтобы действовать с фронта, загораживая дорогу французам, нужно было действовать на их сообщения. Он начал разъяснять свой план князю Андрею.

Прослужив и проработав в системе военных представительств Министерства обороны СССР и РФ более 45 лет и последовательно занимая все офицерские должности от младшего военпреда до начальника военного представительства и уполномоченного начальника вооружения Военно-воздушных сил, я не мог спокойно смотреть на предпринимаемые Анатолием Сердюковым и генералом армии Николаем Макаровым попытки развала, как я считаю, хорошо налаженного механизма военного контроля за качеством вооружения и военной техники.

Искренне благодарен редакции еженедельника «Независимое военное обозрение», которая считала возможным размещать на страницах своего издания материалы о целенаправленном и планомерном развале механизма военного контроля за качеством вооружения и военной техники («НВО» № 26 от 31.07.09, «НВО» № 8 от 05.03.10) и другие материалы. В связи с отстранением от должности Сердюкова и увольнением Макарова и, что самое главное, в связи с назначением на должность министра обороны военного человека, генерала армии Сергея Шойгу появилась, как мне кажется, надежда на возрождение из пепла военных представительств. Хочется верить, что будут приняты необходимые меры для обеспечения надлежащего военного контроля за созданием и производством вооружения и военной техники и для воссоздания престижа службы и работы в системе военных представительств.


КАК УНИЧТОЖАЛИ КОНТРОЛЬ

Начиная с 2009 года Генеральный штаб Вооруженных сил РФ, выполняя указания министра обороны РФ, издал четыре директивы, предусматривающие проведение многочисленных организационно-штатных мероприятий в военных представительствах, следствием которых стали сокращение штатной численности военных представительств, снижение уровня военного контроля за качеством военной продукции и падение престижа службы и работы в системе военных представительств.

Согласно Директиве от 23 марта 2009 года № 314/9/1000, в военных представительствах первой и второй категорий должно было остаться по два офицера, в военных представительствах третьей категории – по одному офицеру с одновременным сокращением численности гражданского персонала. Нелепость упомянутой директивы была столь очевидна, что уже 27 марта, то есть через три дня после ее подписания, действие директивы было приостановлено.

Согласно Директиве от 27 ноября 2009 года № 314/9/5070, в военных представительствах были уменьшены должностные оклады и снижены воинские звания для всех офицерских должностей военных представительств. Надо отметить, что, согласно Конституции РФ, не допускается издание законов (а директива ГШ ВС РФ по отношению к военнослужащим имеет положение закона), умаляющих права и свободы граждан. Как следствие, ранее в Российской Федерации должностные оклады и воинские звания не уменьшались, а только неоднократно увеличивались.

Согласно Директиве от 25 декабря 2010 года № 314/9/1193, осуществлено переформирование всех военных представительств с содержанием их по новым штатам с сокращением численности военнослужащих и гражданского персонала. После реализации этой директивы принципиально изменилось правовое положение военных представительств. К наименованию немногих из них было добавлено слово «территориальное». Остальные военные представительства были включены (в количестве по 20 и более) в каждое из «территориальных» военных представительств в качестве «структурных подразделений» и фактически потеряли свою самостоятельность.

Согласно Директиве от 1 апреля 2011 года № 314/9/1547, ликвидированы (расформированы) сотни военных представительств с возложением военного контроля на малочисленные отделы (группы), включенные в штаты территориальных военных представительств. Одновременно по этой директиве были проведены организационные мероприятия, связанные с сокращением общей численности военнослужащих и гражданского персонала военных представительств и включенных в их штаты отделов (групп) в среднем в три раза.

После реализации всех этих директив и глобального сокращения численности военнослужащих и гражданского персонала выполнение задач по надлежащему военному контролю за созданием и производством вооружения и военной техники для многих военных представительств Минобороны России стало просто невозможным.

ДЛЯ КОГО УКАЗ НЕ ПРИКАЗ

В средствах массовой информации (в частности, и в еженедельнике «Независимое военное обозрение») неоднократно поднимался вопрос о необходимости предотвращения развала системы военного контроля за созданием и производством вооружения и военной техники. Но руководство Министерства обороны оставляло эти публикации без внимания.

В августе 2012 года президент РФ Владимир Путин, выступая на пленарном заседании Совета Федерации, заявил, что необходимо вернуться назад и восстановить действовавшую ранее систему военных представительств. По мнению главы государства, это даст возможность обеспечить эффективное управление качеством продукции военного назначения. «Что касается военной приемки, ее просто ликвидировали почти как класс, что плохо», – сказал глава государства. «Ее нужно восстанавливать, потому что без эффективной, работающей, функционирующей военной приемки у нас будут большие проблемы с качеством военного оборудования», – подчеркнул президент. После таких заявлений главы государств в «Независимом военном обозрении» была опубликована статья «Возрождение из пепла. Минобороны вернет на предприятия военных представителей» («НВО» № 28 от 03.08. 12). Однако ни «гражданский» министр обороны Анатолий Сердюков, ни начальник Генерального штаба Вооруженных сил РФ «секретный» герой России Николай Макаров не предприняли никаких эффективных мер для восстановления военных представительств, фактически проигнорировав указания президента страны.

Лично я такими действиями высших должностных лиц Министерства обороны не удивлен. Ведь Сердюков, будучи не только гражданским человеком, но и не зная, как я уверен, процесс создания и изготовления вооружения и военной техники, просто не представлял и не понимал важности и необходимости военного контроля. Что касается начальника Генерального штаба Вооруженных сил РФ, то, как мне достоверно известно, Макаров, будучи еще первым заместителем министра обороны – начальником вооружения, однажды заявил: «Мой зампотех и без военпредов приедет и примет все что нужно».

В связи с назначением на должность министра обороны военного человека появилась надежда на восстановление эффективного военного контроля на прежнем высоком уровне. Как представляется мне, идеальным решением для этого было бы восстановление системы военного контроля за разработкой и производством военной продукции, которая приобрела свой окончательный облик и эффективно действовала в Советском Союзе. В то время в каждом виде и в большинстве родов Вооруженных сил имелись «свои» заказывающие управления, «свои» военные представительства, подчиненные тому или иному тематическому отделу заказывающих управлений, «свои» отделы (в ВВС – служба) контроля и кадров военных представительств.

РУССКИЙ ВОПРОС: ЧТО ДЕЛАТЬ?

Понимаю, что для реализации перечисленных предложений потребуются глубокая проработка, время и «генеральское» решение на самом высоком уровне. Поэтому наиболее реальными и первоочередными считал бы проведение следующих мероприятий.

1. Признание ошибочным издание и реализацию названных директив Генерального штаба Вооруженных сил РФ.

2. Восстановление, как это имело место ранее, самостоятельных военных представительств в конструкторских бюро (научно-исследовательских институтах), разрабатывающих вооружение и военную технику, и на предприятиях промышленности, изготавливающих вооружение и технику, вместо отделов (групп), входящих в штат территориальных военных представительств.

3. Переименование территориальных военных представительств в военные представительства с исключением из их штатов отделов (групп).

4. Увеличение численности военнослужащих и гражданского персонала военных представительств до уровня, существовавшего ранее, в пределах численности, установленной указом президента РФ от 22 апреля 2011 года № 504.

5. Возобновление практики дислокации на предприятиях – соисполнителях филиалов военных представительств с подчинением их головному военному представительству.

6. Рассмотрение вопроса о необходимости дислокации военных представительств на предприятиях, осуществляющих ремонт вооружения и военной техники, в первую очередь на авиаремонтных предприятиях.

7. Повышение воинских званий по офицерским должностям, в первую очередь по должностям начальников военных представительств. Предлагаю установить следующие воинские звания для начальников военных представительств (по аналогии с ранее существовавшими):

– для начальников головных военных представительств первой категории – «полковник»;

– для других начальников военных представительств первой категории и начальников военных представительств второй категории – «подполковник»;

– для начальников военных представительств третьей категории – «майор».

8. Признание нецелесообразным назначение на офицерские должности военных представительств гражданских лиц, работа которых будет регламентироваться Трудовым кодексом РФ. Наличие в военных представительствах военнослужащих гарантирует стабильность воинского коллектива и преемственность в их деятельности.

9. Возобновление практики заключения контрактов с наиболее достойными офицерами военных представительств после достижения ими предельного возраста состояния на военной службе. Считать положительным фактором многолетнюю службу военнослужащих в одном военном представительстве.

10. Назначение на должность начальника Управления военных представительств осуществлять только на конкурсной основе, как правило, из числа наиболее достойных начальников головных военных представительств, дислоцированных в конструкторских бюро, разрабатывающих комплексы вооружения и военной техники, и на головных предприятиях промышленности, изготавливающих эти комплексы.

11. Рассмотрение возможности установления тарифных разрядов по должностям военнослужащих военных представительств в размерах, действовавших до реализации выше перечисленных директив ГШ ВС РФ.

12. Решение в ближайшие месяцы вопроса об увеличении должностных окладов гражданского персонала военных представительств с целью сохранения стабильных трудовых коллективов. В настоящее время гражданский персонал военных представительств получает меньше, чем работники отделов технического контроля предприятий. После значительного увеличения с 1 января 2012 года окладов денежного содержания военнослужащих должностной оклад даже ведущего специалиста военного представительства первой категории (самая «высокая» должность для гражданского персонала), накопившего многолетний опыт работы, стал в два раза меньше, чем оклад денежного содержания юного лейтенанта, познающего азы военпредовских знаний. Низкие должностные оклады гражданского персонала военных представительств являются главной причиной текучести кадров и отсутствия кандидатов для приема на работу.

13. Включение в обязанности военных представительств рассмотрение и согласование ими при необходимости и по специальному указанию только трудоемкости разработки и изготовления контролируемой военной продукции. Считаю, что требовать от военных представительств рассмотрения и согласования ими стоимости разработки и изготовления контролируемой военной продукции в условиях рыночной экономики (то есть при отсутствии прейскурантных цен, в том числе на материалы, покупные изделия) нереально.

Хотелось бы надеяться, что в Министерстве обороны прислушаются к этим предложениям и примут меры для обеспечения надлежащего военного контроля за созданием и производством вооружения и военной техники.


Я уже несколько лет знаю этого человека, хотя пока не знаком лично.
Но это не мешает мне уважать его.
Бывают такие незнакомые люди, прочитав даже коротенькое письмишко от которых, - начинаешь их искренне уважать за то, что они матерые профи, за их жгучую и искреннюю боль за армию и положение в ней, за их профессиональное понимание "реформатосрких" процессов и их последствий.
Вот за это я и уважаю Тархова.
ВБ

Уважаемый Виктор Николаевич!
Уверен, что Вас, как и меня, беспокоят не прекращающиеся попытки руководства Министерства обороны «реформировать» Вооружённые Силы.
Мною подготовлено и направлено в адрес Президента РФ обращение, в котором выражена озабоченность содержанием последних четырёх директив Генерального штаба ВС РФ, каждая из которых предусматривает сокращение штатной численности, уменьшение должностных окладов офицеров и воинских званий по должностям в военных представительствах МО РФ.
Представляю на Ваше рассмотрение проект статьи по данному вопросу. Распоряжайтесь им по своему усмотрению. Надеюсь, если этот материал (или даже какая-то часть его) окажется полезным для Вас и будет напечатан.
С искренним уважением Н. Тархов
16 июня 2011 г.

«Новый облик» военных представительств Минобороны России
или прощание с системой эффективного военного контроля
за качеством и надёжностью вооружения и военной техники

Прослужив и проработав в системе военных представительств Министерства обороны СССР и РФ более 40 лет и последовательно занимая все офицерские должности от младшего военпреда до старшего военпреда - руководителя и уполномоченного начальника вооружения Военно-воздушных сил, не могу спокойно смотреть на предпринимаемые в последнее десятилетие попытки развала, как я считаю, хорошо налаженного в предшествующие годы механизма военного контроля качества вооружения и военной техники.
В последние два года Генеральным штабом Вооружённых сил РФ издано четыре директивы, каждая из которых предусматривает проведение организационно – штатных мероприятий по сокращению численности военных представительств Министерства обороны Российской Федерации и уменьшению должностных окладов и воинских званий военнослужащих этих военных представительств.
Первой из названных была печально знаменитая Директива от 23 марта 2009 года № 314/9/1000 со сроком реализации до 1 июня 2009 года, согласно которой в военных представительствах 1-ой и 2-ой категорий должно было остаться по 2 офицера, а в военных представительствах 3-ей категории – по 1 офицеру, с одновременным сокращением численности гражданского персонала.
Нелепость упомянутой директивы была столь очевидна, что уже 27 марта, то есть через три дня после ее подписания, действие директивы было приостановлено. Признаюсь, что о таком мне не приходилось даже и слышать.
Затем появилась Директива от 27 ноября 2009 года № 314/9/5070, предусматривающая уменьшение должностных окладов с одновременным снижением воинских званий для всех офицерских должностей военных представительств. Эта директива была «успешно» реализована на радость её создателей – горе-реформаторов Генерального штаба.
Считаю необходимым заметить, что, вообще-то, согласно Конституции Российской Федерации не допускается издание законов (а директива ГШ ВС РФ по отношению к военнослужащим имеет положение закона), умаляющих права и свободы граждан, и ранее в Российской Федерации должностные оклады и воинские звания не уменьшались, а только неоднократно увеличивались.
Третья Директива от 25 декабря 2010 года № 314/9/1193 предусматривала переформирование всех военных представительств с содержанием их по новым штатам с сокращением численности военнослужащих и гражданского персонала.
После реализации названной директивы было принципиально изменено правовое положение военных представительств. К наименованию немногих из них было добавлено слово «территориальное». Большинство других военных представительств были включены (в количестве по 20 и более) в каждое из «территориальных» военных представительств в качестве «структурных подразделений» и фактически потеряли свою самостоятельность.
И самой трагической для судьбы военных представительств стала четвёртая Директива от 01 апреля 2011 года № 314/9/1547 со сроком реализации до 01 августа 2011 года..
Во-первых, согласно этой директиве предусмотрено сокращение численности военнослужащих и гражданского персонала военных представительств в два и более раза (!). Такого глобального сокращения численности никогда не было в многолетней истории существования военных представительств.
Во-вторых, согласно этой же директиве фактически предусмотрено расформирование нескольких сотен военных представительств, так как вместо имеющихся военных представительств, каждое из которых имело свой индивидуальный номер и свою гербовую печать с этим номером, появились безымянные отделы и группы в составе территориальных военных представительств.
Последняя из названных директив приведёт к необходимости увольнения большого количества офицеров. И в первую очередь будут уволены наиболее опытные из них, так как только их можно уволить более-менее правомерно, как имеющих необходимую выслугу лет для получения пенсии. И это неизбежно приведёт к снижению уровня контроля за качеством вооружения и военной техники.
Исторически сложилось, что в военные представительства назначались наиболее квалифицированные и способные офицеры, имеющие высшее образование и, в подавляющем большинстве, опыт эксплуатации вооружения и службы в строевых частях. Высок был престиж офицерской службы в военных представительствах, в которых минимальной офицерской инженерной должностью была должность с воинским званием «майор».
А о каком престиже службы в военных представительствах можно говорить после реализации перечисленных директив Генерального штаба?
Престижно ли, например, служить в должности начальника военного представительства первой категории, которая совсем недавно была «полковничьей» должностью с окладом по 30 тарифному разряду, потом по воле чиновников Генерального штаба стала «подполковничьей» должностью с окладом по 24 тарифному разряду, а после реализации последней из названных директив эта должность вообще получило непонятное новое название – «начальник отдела» с воинским званием «майор» и с окладом по 20 тарифному разряду. Вот такая «карьерная лестница» (сверху вниз!) от полковника до майора и от 30-го до 20-го тарифного разряда!
Замечу, что воинские звания и должностные оклады в военных представительствах первой категории всегда были выше, чем в военных представительствах второй категории. Это было и справедливо, так как личный состав военных представительствах первой категории контролировал разработку более сложной техники. Чиновники Генерального штаба своей последней из названных директив устранили и этот «недостаток», предусмотрев равенство воинских званий и должностных оклады в военных представительствах первой и второй категорий.
Престижно ли будет служить в должности начальника военного представительства третьей категории, которая совсем недавно была «подполковничьей» должностью, а после реализации названных директив эта должность получила новое название – «начальник группы» с воинским званием младшего офицера - «капитан». Вот такая «карьерная лестница» (сверху вниз!) от подполковника до капитана!
Самое удивительное в «деятельности» чиновников Генерального штаба, что все перечисленные директивы подготавливались ими в то время, когда на уровне Президента РФ и Верховного Главнокомандующего с 2009 года решался вопрос о содержании военных представительств вне численности Вооружённых Сил.
Мне известно, что 22 апреля 2011 года такой Указ подписан Президентом РФ. В Указе приведена предельная численность военных представительств, которая даже превышает фактическую численность их на сегодняшний день!
В связи с этим невольно возникает вопрос о правомочности, как минимум, последней из названных директив, предусматривающей глобальное сокращение численности военнослужащих и гражданского персонала военных представительств в два и более раза (!).
Не пора ли чиновникам Генерального штаба направить свою деятельность не на развал военных представительств, неизбежно приводящий к снижению качества поставляемого в войска вооружения и военной техники, а на реальное повышение боеготовности Вооружённых Сил.
Хотелось бы надеяться, что с учётом Указа Президента РФ от 22 апреля 2011 года должностные лица Генерального штаба найдут мужество признать допущенные ошибки и, как минимум, отменят Директиву от 01 апреля 2011 года № 314/9/1547.
Если же эта директива и такое глобальное сокращения численности военнослужащих и гражданского персонала будут реализованы, то, как я считаю, выполнение задач по надлежащему военному контролю за созданием и производством вооружения и военной техники для многих военных представительств может стать невозможным!

Свою обеспокоенность выше перечисленными действиями Генерального штаба по «реформированию» военных представительств и переводу их на «новый облик» я выразил в обращении к Президенту Российской Федерации, в котором настоятельно просил его дать поручения по рассмотрению направленного обращения и выразил надежду, что будут приняты необходимые меры для корректировки требований названных директив (вплоть до отмены отдельных из них) для обеспечения надлежащего военного контроля за созданием и производством вооружения и военной техники и воссоздания престижности службы и работы в системе военных представительств!

Полковник в отставке Н.Тархов, ветеран системы военных представительств СССР и России, кавалер ордена Почёта и медали «За боевые заслуги», дважды лауреат премии имени С. И. Мосина, автор 15 изобретений в области вооружения.
Тула.

Оригинал записи и комментарии на

От уровня подготовки и опыта специалистов военной приемки зависит качество поставляемой техники. Фото Виталия Кузьмина

Пятьдесят лет моей службы и работы в системе военных представительств дают право, как я считаю, заявлять, что за эти несколько десятилетий было три разных периода.

Первый период - счастливый период службы в военных представительствах Минобороны СССР, когда служба и работа в них были престижны и почетны. К этому же периоду отношу службу и работу в них даже в тяжелейшие и трагические годы после развала Советского Союза, когда военные представительства все же избежали печальной участи предприятий в годы приватизации и банкротств.

Второй период – трагический период после назначения министром обороны РФ гражданского «эффективного менеджера» Анатолия Сердюкова и начальником Генерального штаба генерала армии Николая Макарова. За пять лет своего пребывания у власти они добились путем проведения непродуманных организационно-штатных мероприятий как снижения уровня военного контроля за качеством военной продукции, так и падения престижа службы и работы в системе военных представительств.

Третий период – период надежд на возрождение из пепла военных представительств Сергеем Кужегетовичем Шойгу, назначенным 6 ноября 2012 года министром обороны РФ.

Считаю необходимым более подробно охарактеризовать каждый из трех названных периодов.

СЛУЖБА БЫЛА ПРЕСТИЖНА И ПОЧЕТНА

Действовавшая система военного контроля за разработкой и производством военной продукции складывалась на протяжении столетий и приобрела свой окончательный вид в советский период.

Вплоть до наступившего столетия в каждом виде и в большинстве родов Вооруженных сил страны были «свои» военные представительства и «свои» отделы (в Военно-воздушных силах – служба) контроля и кадров военных представительств. Военные представительства каждого вида и рода были подчинены тому или иному тематическому отделу заказывающих управлений. Каждое военное представительство возглавлял старший военпред (начальник), а несколько военных представительств подчинялись районному инженеру (уполномоченному).

Сложилась и действовала четкая и легко управляемая вертикаль военного контроля: старший военпред (начальник) военного представительства – районный инженер (уполномоченный) – офицер отдела заказывающего управления – начальник отдела – начальник управления. Общее руководство деятельностью, кадровой и методической работой, а также организацией и проведением ежегодных сборов старших военпредов проводилось отделами (в ВВС – службой) контроля и кадров военных представительств.

Такая структура военных представительств обеспечивала эффективный и действенный военный контроль за поставкой в войска качественных, надежных и передовых по своим характеристикам образцов вооружения и военной техники.

Теперь о престиже и почетности службы и работы.

Для военного человека престижность службы определяется прежде всего воинским званием по занимаемой им должности. В советское время в военные представительства назначались, как правило, офицеры в звании капитана после службы в строевых частях и последующего окончания высших военных училищ (академий).

И каждый из них знал, что присвоение ему звания «майор» гарантировано, так как именно такое звание было по штату для низшей воинской должности «младший военпред» (позднее – «помощник ведущего инженера»). В каждом военном представительстве были должности с воинским званием «подполковник». То есть для офицера налицо была возможность «карьерного» роста в звании!

Считаю необходимым обратить внимание также и на то, что должностные оклады офицеров в военных представительства были выше, чем в строевых частях. Так, например, для низшей должности «помощник ведущего инженера» должностной оклад был установлен по 11-му (с 1 июля 2002 года – по 19-му) тарифному разряду (здесь и далее тарифные разряды для должностных разрядов указываются для военного представительства 2-й категории. В военном представительстве 1-й категории оклады были на разряд выше, а в третьей категории – на разряд ниже), то есть в размере большем, чем у командира батальона, – 10-й (18-й) тарифный разряд.

Должностные оклады гражданского персонала военных представительств с учетом гарантированных надбавок (в том числе специальной надбавки за работу в военном представительстве) были также выше, чем у соответствующих категорий работников предприятий.

Именно поэтому у начальника военного представительства в советское время никогда не было проблем с комплектованием должностей гражданского персонала. Среди работников предприятия всегда были желающие быть принятыми на работу в военное представительство.

ПЕРЕХОД НА «НОВЫЙ ОБЛИК»

С назначением гражданского человека Анатолия Сердюкова министром обороны для скомпрометировавшего себя за многие годы слова «реформирование» нашли новое название для процесса разложения системы военного контроля – «перевод военных представительств на новый облик».

Сначала родилась директива министра обороны РФ Анатолия Сердюкова от 30 ноября 2008 года № Д-102, согласно которой до 31 декабря 2008 года подлежали расформированию 184 военных представительства МО РФ. Как посчитал министр, сделано это было «в целях оптимизации организационной структуры военных представительств Министерства обороны».

Дальше – больше. В головах гражданского министра обороны и начальника Генерального штаба генерала армии Николая Макарова родилась идея: всю организационно-штатную структуру военных представительств России по «новому облику» строить по формуле: «1–2–3 = 3–2–1», что в переводе на общечеловеческий язык должно означать: в военных представительствах 1-й, 2-й и 3-й категорий должно быть по штату 3, 2 и 1 офицер соответственно.

Идея превратилась в директиву Генерального штаба ВС РФ от 23 марта 2009 года № 314/9/1000, нелепость которой была столь очевидна, что ее действие было приостановлено через три дня (!) после утверждения, и директива до настоящего времени лежит неисполненной в долгом ящике.

Что же касается денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу в системе военных представительств МО РФ, то, как можно сделать вывод из очередной директивы Генерального штаба от 27 ноября 2009 года № 314/9/5070, министр обороны и начальник Генерального штаба решили, что перечисленные категории военнослужащих не только служат в слишком высоких воинских званиях, но и слишком много получают.

Согласно названной директиве было осуществлено снижение воинских званий для военнослужащих, проходящих военную службу в системе военных представительств МО РФ, на 1–2 ступени и уменьшение тарифных разрядов для них от 2 до 16 единиц, то есть реализация директивы привела к значительному уменьшению денежного довольствия этой категории военнослужащих.

Не припомню, чтобы в Советской армии и даже позднее в Вооруженных силах РФ ранее были примеры такого отношения к военнослужащим.

Замечу, что, согласно части 2 статьи 55 Конституции РФ, «в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина». Учитывая, что директива Генштаба является для военнослужащих законом, у меня возникает сомнение в правомочности названной директивы о снижении воинских званий и должностных окладов.

Согласно названной директиве, для начальников военных представительств 1-й категории воинское звание по штату было снижено с полковника до подполковника, а тарифный разряд с 30-го до 23-го. Для начальников военных представительств 2-й и 3-й категорий воинские звания по штату были снижены с подполковника до майора и капитана соответственно, а тарифные разряды с 29-го и 27-го до 20-го и 18-го соответственно.

Более того, одним «генеральским» взмахом «сабли» вместо имевшихся в штатах военных представительств девяти офицерских должностей (от подполковничьей должности «старшего офицера» с должностным окладом по 22-му тарифному разряду до должности «старшего авиационного техника» с воинским званием «старший лейтенант» и должностным окладом по 11-му тарифному разряду) была введена единая должность – «инженер» с воинским званием «старший лейтенант» и с должностным окладом по 12-му тарифному разряду.

Вот так, под одну гребенку ГШ ВС РФ приравнял девять должностей, не принимая во внимание ни уровень образования, ни специфику профессий.

«Специалисты», готовившие названную выше директиву, могут, конечно, заявить, что, по их мнению, тарифные разряды офицерских должностей в военных представительствах неоправданно высоки по сравнению с тарифными разрядами других воинских должностей строевых офицеров и снижение тарифных разрядов (то есть уменьшение размеров денежного довольствия) осуществляется для обеспечения равенства офицеров военных представительств МО РФ и строевых офицеров.

На это заявление могу возразить: ведь есть и другой путь для обеспечения такого равенства, заключающийся в повышении тарифных разрядов по должностям строевых офицеров, а не в уменьшении тарифных разрядов для должностей офицеров военных представительств. Но такой путь обеспечения равенства почему-то даже и не рассматривался авторами директивы.

Реализация директивы привела к снижению престижности службы в военных представительствах. Если по существующим штатам самой низшей должностью была инженерная должность с воинским званием «майор», то названной директивой для многих воинских должностей предусматриваются воинские звания младших офицеров – старший лейтенант, капитан.

Уверен, что реализация названной директивы способствовала развалу созданной за многие годы советской системы военного контроля.

ПРОДОЛЖЕНИЕ РАЗВАЛА СИСТЕМЫ ВОЕННОГО КОНТРОЛЯ

Время показало, что Генеральный штаб ВС РФ не ограничился вышеперечисленными директивами, предусматривающими проведение организационно-штатных мероприятий в системе военных представительств.

25 декабря 2010 года была утверждена директива № 314/9/1193, согласно которой предусмотрено переформирование всех военных представительств России с содержанием их по новым штатам.

На первый взгляд вроде бы и безобидная директива, подобная таким же предыдущим. Пусть и очень редко, но номера штатов изменялись и ранее.

Однако все оказалось не таким и простым. После реализации названной директивы принципиально изменилось правовое положение военных представительств. К наименованию немногих из них было добавлено слово «территориальное». Остальные военные представительства (в количестве по 20 и более) были включены в каждое из «территориальных» военных представительств в качестве «структурных подразделений» (отделов) и фактически потеряли свою самостоятельность.

Номер штата и численность военнослужащих и гражданского персонала были установлены только для «территориальных» военных представительств вместе с их «структурными подразделениями». Таким образом, в качестве самостоятельных военных представительств остались только те, которые получали статус «территориальных», а число таких военных представительств стало как минимум в 20 раз меньше количества всех ранее реально имевшихся военных представительств.

После издания директивы Генеральный штаб вполне мог доложить министру обороны Сердюкову о выполнении его указания о том, что «в каждом регионе страны должно быть одно военное представительство».

Узнав о названной директиве, я предположил, что рано или поздно грядет глобальное сокращение численности военных представительств. При этом рассуждал так: численность штата каждого «территориального» военного представительства составляет (с учетом численности их «структурных подразделений») не менее двухсот, а то и более военнослужащих и многих сотен гражданского персонала. Придет время и какой-либо гражданский помощник или помощница гражданского министра обороны скажет ему: «А нужны ли нам военные представительства такой громадной численности? Не пора ли эту численность уменьшить?» И поступит соответствующее указание Генеральному штабу ВС РФ.

Я так предполагал, но не думал, что это произойдет так быстро, и что уже 1 апреля 2011 года будет утверждена директива № 314/9/1547, согласно которой и были проведены мероприятия по сокращению численности военнослужащих и гражданского персонала военных представительств в два и более раза. Из многолетнего опыта службы и работы в системе военных представительств не могу вспомнить ничего подобного.

Как видим, министр обороны Сердюков и начальник Генерального штаба Макаров делали все возможное, чтобы развалить (а может быть, и вообще ликвидировать) десятилетиями созданную и хорошо функционировавшую систему военного контроля за качеством вооружения и военной техники военными представительствами МО РФ.

Напомню, что случаи отказа от военного контроля военной продукции уже имели место в истории нашей страны. Однако уже через 2–3 года после принятия таких решений жизнь показывала, что для обеспечения требуемого уровня качества вооружения военный контроль жизненно необходим, и военные представительства воссоздавались вновь.

После реализации перечисленных директив и глобального сокращения численности военнослужащих и гражданского персонала выполнение задач по надлежащему военному контролю за созданием и производством вооружения и военной техники для многих «структурных подразделений» территориальных военных представительств Минобороны России стало просто невозможным.

Средства массовой информации неоднократно поднимали вопрос о необходимости предотвращения развала системы военного контроля за созданием и производством вооружения и военной техники. Искренне благодарен редакции еженедельника «Независимое военное обозрение», которая считала возможным размещать на страницах своего издания материалы о целенаправленном и планомерном развале механизма военного контроля качества вооружения и военной техники. Публикуя, например, статьи под названиями «Профанация нового облика военпредов» (№ 26 (577) за 31 июля – 6 августа 2009 года), «Оклады и звания урезать» (№ 8 (605) за 5–11 марта 2010 года), «Военные представительства опять режут по живому» (№ 21 за 10–16 июня 2011 года), «Наш первый тост – за военпредов» (№ 47 от 28 декабря 2012 года), «За военпредов обидно» (№ 3 от 1–7 февраля 2013 года) и другие материалы.

Руководство Минобороны оставляло все эти публикации без внимания.

В августе 2012 года президент РФ Владимир Путин, выступая на пленарном заседании Совета Федерации, заявил, что необходимо вернуться назад и восстановить действовавшую ранее систему военных представительств. По мнению главы государства, это даст возможность обеспечить эффективное управление качеством продукции военного назначения.

«Что касается военной приемки, ее просто ликвидировали почти как класс, что плохо. Ее нужно восстанавливать, потому что без эффективной, работающей, функционирующей военной приемки у нас будут большие проблемы с качеством военного оборудования», – подчеркнул президент.

После таких заявлений главы государства в «Независимом военном обозрении» (№ 28 за 3–9 августа 2012 года) была опубликована статья «Возрождение из пепла. Минобороны вернет на предприятия военных представителей».

Однако ни «гражданский» министр обороны, ни начальник Генерального штаба ВС РФ не предприняли никаких мер для восстановления военных представительств, фактически проигнорировав указания президента России.

Лично я такими действиями названных высших должностных лиц Министерства обороны не удивлен. Ведь министр обороны Сердюков, будучи гражданским человеком и не зная, как я уверен, процесса создания и изготовления вооружения и военной техники, просто не представлял и не понимал важности и необходимости военного контроля именно военными представительствами.

Вторя министру, начальник вооружения генерал армии Владимир Поповкин на страницах «Красной Звезды» (статья «Самое время выверить прицел» в еженедельном выпуске газеты № 23 за 11–17 февраля 2009 года) тоже заявлял, что «в перспективе мы уберем постоянную аккредитацию военных представителей при заводах-изготовителях. Будут созданы мобильные группы контроля, и необходимость в технологическом контроле образцов вооружения отпадет. В конечном итоге мы придем к приемке вооружения по конечным характеристикам».

Уверен, что такой порядок военного контроля неизбежно привел бы к снижению качества и надежности, так как качество и надежность любой продукции закладывается и гарантируется прежде всего эффективным контролем технологического цикла изготовления этой продукции, а не только приемкой окончательно изготовленных изделий (партий) по конечным характеристикам.

Что касается начальника Генерального штаба ВС РФ генерала армии Макарова, то он, как мне достоверно известно, будучи еще первым заместителем министра обороны – начальником вооружения, заявлял: «Мой зампотех и без военпредов приедет и примет все, что нужно».

НАДЕЖДА НА ВОЗРОЖДЕНИЕ ИЗ ПЕПЛА

В связи с назначением на должность министра обороны Российской Федерации генерала армии Сергея Шойгу появилась надежда на возрождение военных представительств и на то, что будут приняты все необходимые меры для обеспечения надлежащего военного контроля за созданием и производством вооружения и военной техники и для воссоздания престижности службы и работы в системе военных представительств. Как представляется лично мне, идеальным решением для этого было бы восстановление системы военного контроля за разработкой и производством военной продукции, которая приобрела свой окончательный облик и эффективно действовала в великой стране – в Советском Союзе.

Понимаю, что для этого потребуется глубокая проработка, время и «генеральское» решение на самом высоком уровне.

Вскоре после назначения Шойгу министром обороны РФ в «Независимом военном обозрении» № 2 за 25–31 января 2013 года была опубликована статья «После испытания на излом. Военные представительства надо вернуть на производство». Автор статьи перечислил в ней мероприятия, которые считал первоочередными для восстановления эффективности военного контроля за разработкой и производством вооружения и военной техники и для возрождения престижности службы и работы в системе военных представительств.

К настоящему времени уже реализованы некоторые из этих мероприятий.

Во-первых, восстановлены, как это и имело место ранее, самостоятельные военные представительства в конструкторских бюро (научно-исследовательских институтах), разрабатывающих вооружение и военную технику, и на предприятиях промышленности, изготавливающих это вооружение и эту технику, вместо отделов (групп), ранее входящих в штат территориальных военных представительств.

Во-вторых, из названия территориальных военных представительств исключено слово «территориальное», а из их штатов исключены «структурные подразделения» (отделы), то есть они (территориальные военные представительства) стали, как это было раньше, просто «военными представительствами».

Возрождение самостоятельных военных представительств в конструкторских бюро (научно-исследовательских институтах) и на предприятиях промышленности, несомненно, способствует повышению эффективности военного контроля. Но, к сожалению, пока еще остаются нерешенными некоторые из мероприятий, перечисленных в вышеназванной статье.

Самое печальное, что как служба, так и работа в военных представительствах, ставшие непрестижными в предыдущий период, остаются такими же и сейчас.

Согласно штатам военных представительств, большинство офицерских должностей в них остаются по-прежнему с воинскими званиями младших офицеров, и перспектива для офицеров стать даже майором, не говоря уже о воинском звании «подполковник», практически отсутствует.

Как следствие этого, не исключено, что, прослужив в военном представительстве несколько лет и не видя перспективы карьерного роста, молодой офицер начнет искать должность старшего офицера (майора) в других структурах и, если найдет ее, то освободит место еще для кого-то.

К сожалению, вероятнее всего, что на его место вновь будет назначен выпускник военного училища в звании «лейтенант» и история повторится.

Уверен, что для возврата «советской» престижности службы офицеров в военных представительствах просто необходимо повышение воинских званий и установление тарифных разрядов по должностям военнослужащих военных представительств в размерах, действовавших до реализации вышеперечисленных директив Сердюкова–Макарова.

ПРОБЛЕМА ГРАЖДАНСКОГО ПЕРСОНАЛА

Как известно по штатам военных представительств, в них кроме военнослужащих есть и гражданский персонал, численность которого всегда больше (а иногда и значительно!) численности военнослужащих.

Система оплаты труда гражданского персонала военных представительств сегодня, к сожалению, такова, что гражданский персонал получает меньше, чем работники предприятий (в первую очередь работники отделов технического контроля).

Низкие должностные оклады гражданского персонала военных представительств являются главной причиной отсутствия кандидатов для приема на работу на имеющиеся вакантные должности.

Отсутствие кандидатов для приема на работу привело к тому, что в настоящее время в военных представительствах трудятся практически только пенсионеры, проработавшие в военных представительствах по несколько десятков лет и которым, к сожалению, уже далеко за пятьдесят (женщины) и шестьдесят (мужчины). Мне достоверно известно, что есть работники, которые уже отметили свое семидесяти-, семидесятипяти- и даже восьмидесятилетие. Разве это правильно?! К сожалению, в настоящее время многие из лиц гражданского персонала военных представительств работают не только потому, что привыкли работать, но и потому, что не представляют, как можно прожить на существующие размеры пенсий по действующему закону о страховых пенсиях.

Но ведь рано или поздно все они будут вынуждены прекратить свою трудовую деятельность. Не буду даже уточнять, по каким причинам.

Уверен, что если в военных представительствах не будет гражданского персонала, то одни только военнослужащие не смогут сохранить и обеспечить должный уровень военного контроля за деятельностью предприятий.

В связи с вышеизложенным необходимо срочное решение вопроса об увеличении должностных окладов гражданскому персоналу военных представительств.

Без решения этого вопроса желающих поступить на работу в военные представительства не будет. Почему я так считаю, объясню на следующих примерах.

Пример первый. Представители 1-й категории (наибольшая по численности работающих должность) военного представительства 2-й категории при должностном окладе 8770 руб. получают на руки (с учетом дополнительных выплат) 13 352 руб. А человек, вновь принятый на работу на должность представителя (2-я и 1-я категории ему будут присвоены только через несколько лет) при должностном окладе 7270 руб. не будет получать надбавку за выслугу лет в размере 40% и фактически получит на руки только 8538 руб., а не 13 352 руб. И даже если начальник военного представительства сможет решить вопрос о присвоении поступающему на работу 1-й категории (должностной оклад 8770 руб.), то и в этом случае работник получит на руки только 10 680 руб. Найдутся ли желающие работать за такие оклады?

Пример второй. Ведущий инженер (высшая должность) военного представительства 2-й категории при должностном окладе 11 400 руб. получает на руки (с учетом дополнительных выплат) 17 852 руб. Естественно, что человек, желающий поступить на работу на эту должность, будет считать, что и он получит ту же самую сумму. Но на самом деле он, как вновь принятый на работу, не будет получать надбавку за выслугу лет в размере 40% и фактически получит на руки только 13 885 руб., а не 17 852 руб. Учитывая это, у него скорее всего пропадет желание поступать на работу.

Кроме простого увеличения размеров должностных окладов есть и другие способы увеличения привлекательности работы в военных представительствах, эффективно применяемые ранее. Например, включение в стаж работы для исчисления размера надбавки за выслугу лет не только периода работы в военном представительстве, но и периода предшествующей работы на оборонном предприятии, как это было ранее. Кроме того, ранее действовал порядок увеличения установленных размеров должностных окладов дополнительно на 40–50% за работу в военных представительствах.

Хотелось бы надеяться, что настоящая статья не останется незамеченной, и Министерством обороны будут приняты все необходимые меры для возрождения престижности службы и работы в системе военных представительств, что, в свою очередь, обеспечит надлежащий уровень контроля за созданием и производством качественного вооружения и военной техники.