Сочинение «Образ “Маленького человека” в повести Н. В

Повесть Николая Васильевича Гоголя “Шинель” сыграла большую роль в развитии русской литературы. “Все мы вышли из “Шинели” Гоголя”, - сказал Ф. М. Достоевский, оценивая ее значение для многих поколений русских писателей.
Рассказ в “Шинели” ведется от первого лица. Мы замечаем, что рассказчик хорошо знает жизнь чиновников. Герой повести - Акакий Акакиевич Башмачкин, маленький чиновник одного из петербургских департаментов, - бесправный и униженный человек. Гоголь так описывает внешность главного героя повести: “низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек”.
Сослуживцы относятся к нему без уважения. Даже сторожа в департаменте смотрят на Башмачкина как на пустое место, “как будто бы через приемную пролетела простая муха”. А молодые чиновники смеются над Акакием Акакиевичем. Он действительно нелепый, смешной человек, умеющий лишь переписывать бумаги. А в ответ на оскорбления он говорит лишь одно: “Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?”. “И что-то странное заключалось в словах и в голосе, с каким они были произнесены, - пишет Гоголь. - В нем слышалось что-то... преклоняющее на жалость...”
Повествование в “Шинели” построено так, что комический образ Башмачкина постепенно становится трагическим. Он ходит в старой шинели, которую уже нельзя починить. Для того чтобы по совету портного накопить деньги на новую шинель, он экономит: по вечерам не зажигает свечи, не пьет чай. По улицам Акакий Акакиевич ходит очень осторожно, “почти на цыпочках”, чтобы “не истереть подметок” раньше времени, редко отдает прачке белье. “Сначала ему было несколько трудно привыкать к таким ограничениям, но потом как-то привыклось и пошло на лад; даже он совершенно приучился голодать по вечерам; но зато он питался духовно, нося в мыслях своих вечную идею будущей шинели”, - пишет Гоголь. Новая шинель становится мечтой и смыслом жизни главного героя повести.
И вот шинель Башмачкина готова. По этому поводу чиновники устраивают банкет. Счастливый Акакий Акакиевич даже не замечает, что они насмехаются над ним. Ночью, когда Башмачкин возвращался с банкета, грабители сняли с него шинель. Счастье этого человека длилось только один день. “На другой день он явился весь бледный и в старом капоте своем, который сделался еще плачевнее”. Он обращается за помощью в полицию, но там с ним даже не хотят разговаривать. Тогда Акакий Акакиевич идет к “значительному лицу”, но тот выгоняет его. Эти неприятности настолько сильно подействовали на главного героя повести, что он не смог пережить их. Он заболел и вскоре умер. “Исчезло и скрылось существо, никем не защищенное, никому не дорогое, ни для кого не интересное... но для которого все ж таки, хотя перед самым концом жизни, мелькнул светлый гость в виде шинели, ожививший на миг бедную жизнь”, - пишет Гоголь.
Подчеркивая типичность судьбы “маленького человека”, Гоголь говорит, что его смерть ничего не изменила в департаменте, место Башмачкина просто занял другой чиновник.
Повесть “Шинель”, несмотря на свою реалистичность, заканчивается фантастически. После смерти Акакия Акакиевича на улицах Петербурга стал появляться призрак, который снимал шинели с прохожих. Одни видели в нем схожесть с Башмачкиным, другие не замечали ничего общего у грабителя с робким чиновником. Однажды ночью призрак встретил “значительное лицо” и сорвал с него шинель, напугав чиновника до того, что тот “даже стал опасаться насчет какого-нибудь болезненного припадка”. После этого случая “значительное лицо” стало лучше относиться к людям. Такой конец повести подчеркивает авторский замысел. Гоголь сочувствует судьбе “маленького человека”. Он призывает нас быть внимательными друг к другу, и как бы предупреждает, что человеку придется отвечать в будущем за нанесенные ближнему обиды. Недаром один из сослуживцев Башмачкина услышал за его словами: “Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?” другие слова: “Я брат твой”.

«Шинель».

Основная идея «Шинели» очень возвышенна. Можно с уверенностью сказать, что это маленькое произведение, по глубине идеи, стоит выше всего написанного Гоголем. В «Шинели» он никого не изобличает. Гоголь выступает здесь с евангельской проповедью любви к ближним; он в образе героя рисует «нищего духом», «маленького» человека, «ничтожного», малозаметного и утверждает, что это существо достойно и человеческой любви и даже уважения. Трудно было выдвинуть такую «смелую» идею в то время, когда средняя публика находилась еще под влиянием эффектных героев Марлинского и его подражателей, и тем больше чести Гоголю, что он решился сказать свое слово в защиту героя «униженного и оскорбленного», не побоявшись даже поставить его на пьедестал.

Маленький человек из «Шинели» – Акакий Акакиевич Башмачкин , чиновник низкого ранга, обиженный судьбою и людьми, не наделенный никакими способностями, кроме умения красиво переписывать бумаги (см. его описание в тексте произведения), представлен у Гоголя человеком, который не только добросовестно, но даже с любовью занимается своим делом. Это дело, переписыванье бумаг, весь смысл и единственная радость его одинокой, полуголодной жизни, ни о чем другом он не мечтает, ни к чему не стремится и ни на что другое он не способен. Когда герою «Шинели» в виде повышения дали самостоятельную работу, он оказался не в состоянии её исполнить и просил оставить его при переписке. Это сознание своего духовного бессилия подкупает зрителя, располагает его в пользу скромного Башмачкина.

Гоголь «Шинель». Иллюстрация П. Федорова

Но Гоголь в своей повести требует уважения к этому человеку, которому, говоря словами евангельской притчи, был дан «один талант», и этот «талант» не был им зарыт в землю. Башмачкин, по мнению Гоголя, стоит выше даровитых чиновников, занимающих видные места, но небрежно отправляющих свои обязанности.

Но не только уважения к Башмачкину, как к скромному и честному работнику, требует Гоголь в своей повести, он требует любви к нему, как к «человеку». В этом высокая моральная идея «Шинели».

Не надеясь на то, что современные читатели в состоянии будут сами разобраться в этом произведении и понять его «идею», Гоголь сам раскрывает ее, изображая состояние души одного чуткого юноши, который понял благодаря встрече с «маленьким человеком» Башмачкиным великое чувство христианской любви к ближним. Эгоистическая и легкомысленная молодежь, в чиновничьих вицмундирах, любила потешаться над смешным и безответным стариком. Герой «Шинели» покорно все переносил, лишь изредка жалким голосом повторяя: «Оставьте меня! Зачем вы меня обижаете?» И Гоголь продолжает:

«И что-то странное заключалось в словах и голосе, с каким они были произнесены. В нем слышалось что-то такое, преклоняющее на жалость, что один молодой человек, который, по примеру других, позволил было себе посмеяться над ним, вдруг остановился, как будто пронзенный, и с тех пор, как будто, все переменилось перед ним и показалось в другом виде. Какая-то неестественная сила оттолкнула его от товарищей, с которыми он познакомился, приняв их за приличных, светских людей. И долго потом, среди самых веселых минут, представлялся ему низенький чиновник, с лысиною на лбу, со своими проникающими словами: "Оставьте меня! Зачем вы меня обижаете?" И в этих проникающих словах звенели другие слова: "Я брат твой!" И закрывал себя рукою бедный молодой человек и много раз содрогался он потом на веку своем, видя, как много в человеке бесчеловечья, как много скрыто свирепой грубости в утонченной, образованной светскости и, Боже! даже в том человеке, которого свет признает благородным и честным!»

Маленький человек Башмачкин жил незаметным и умер таким же неведомым, забытым... Его жизнь не была обильна впечатлениями. Вот почему самыми крупными событиями в ней было ужаснувшее его сознание, что надо купить новую шинель, радостные мечты об этой шинели, восторг его, когда шинель была у него на плечах, и, наконец, мученья его, когда эта шинель была у него украдена и когда найти ее оказалось невозможным... Все эти разнообразные чувства, связанные с шинелью, ураганом ворвались в его существование и смяли его в короткое время. Герой «Шинели» умер от такого же ничтожного повода, как и гоголевские старосветские помещики , и произошло это по той же причине: слишком бессодержательна была его жизнь, и оттого до гигантских размеров вырастала в этой пустой жизни всякая случайность. Что для другого человека, живущего полной жизнью было бы неприятным, но побочным обстоятельством, то для Башмачкина сделалось единственным содержанием жизни.

Нельзя не отметить и то обстоятельство, что «Шинель» Гоголя органически связана с русским романом XVIII и начала XIX веков. Гоголь имел в русской литературе предшественников, которые тоже изображали маленьких людей. Среди произведений Чулкова есть повесть «Горькая участь», в которой выведен чиновник – прообраз Башмачкина. То же ничтожное мелкое существование героя, то же сочувственное, гуманное отношение к нему автора. И сентиментализм принес с собой проповедь любви к маленькому человеку, и Карамзин сделал, в своей «Бедной Лизе » великое открытие: «и крестьянки чувствовать умеют». За его «Флором Силиным, добродетельным крестьянином», излюбленными в нашей литературе сделались образы разных маленьких людей, в сердцах которых авторы раскрывали высокие чувства любви к людям, к родине, к своему долгу. Пушкин в Маше Мироновой и её родителях раскрыл в сердцах простоватых русских людей целый мир возвышенных чувств. Словом, это гуманное, благородное внимание к тем маленьким людям, мимо которых равнодушно проходит толпа, сделалось традицией русской литературы, и поэтому «Шинель» Гоголя органически связана со всей предшествующей русской беллетристикой. Гоголь сказал в «Шинели» «новое слово» только в том отношении, что он в «смешном», «жалком» нашел возвышенное и сумел свою идею воплотить так художественно, как это не удалось его предшественнику в XVIII веке, Чулкову.

Гоголь «Шинель». Аудиокнига

Повесть Гоголя имеет большое значение и для последующей русской литературы. «Мы все вышли из "Шинели" Гоголя!» – сказал Достоевский и, действительно, многие повести его, повести, самые гуманные по настроению, отзываются влиянием Гоголя. Все первые произведения Достоевского («Бедные люди », «Униженные и оскорбленные »), все это развитие гуманных идей Гоголя, воплощенных в его «Шинели». Иностранная критика отмечает, что одной из самых характерных черт русской литературы надо признать тенденцию проповедовать сострадание к падшему брату, или вообще к несчастному, обиженному судьбой и людьми. Это, действительно, наша литературная традиция, и в истории укрепления и развития любви к «маленькому человеку» самое видное место занимает трогательная «Шинель» Гоголя.

Урок литературыв 8 классе

ТЕМА «МАЛЕНЬКОГО ЧЕЛОВЕКА» В ПОВЕСТИ

Н.В.ГОГОЛЯ «ШИНЕЛЬ»

Цели урока:

Образовательная: познакомить с повестью Н.В.Гоголя «Шинель», проследить раскрытие темы “маленького человека”;

Развивающая: сосредоточить внимание учащихся на значимых художественных деталях текста, развивать навыки монологической речи;

- воспитательная: воспитание любви и уважения к личности человека.

Оборудование:

    На доске записано домашнее задание (словесное рисование на тему «Обложка издания к повести Н.В.Гоголя «Шинель»).

    Иллюстрации художников Кукрыниксов к повести Н.В.Гоголя «Шинель», фотографии обложек разных изданий повести.

    Раздаточный материал.

ХОД УРОКА

    Организационный момент.

    Сообщение целей и задач урока.

Урок внеклассного чтения посвятим анализу прочитанной нами повести Н.В. Гоголя “Шинель”. Рассмотрим, как раскрывает Гоголь тему «маленького» человека в повести «Шинель».

    Слово учителя.

На каждой парте вам в помощь при ответах на вопросы лежат листы с отрывками из повести.

Цикл повестей «Петербургские повести».

Петербургские повести” Гоголя – новый шаг в развитии русской литературы.. В этот цикл входят повести: “Невский проспект”, “Нос”, “Портрет”, “Коляска”, “Записки сумасшедшего” и “Шинель”. Над циклом писатель работает между 1835 и 1842 годами. Объединены повести по общему месту событий – Петербургу. Петербург, однако, не только место действия, но и своеобразный герой указанных повестей, в которых Гоголь рисует жизнь в её различных проявлениях. Обычно писатели, рассказывая о петербургской жизни, освещали быт и характеры знати, верхушки столичного общества.

Гоголя привлекали мелкие чиновники, мастеровые (портной Петрович), нищие художники, “маленькие люди”, выбитые из колеи жизни. Вместо дворцов и богатых домов читатель в гоголевских повестях видит городские лачуги, в которых ютится беднота.

Повесть «Шинель» о бедном, незаметном, затерянном чиновнике- Акакии Акакиевиче Башмачкине, с которым случилась беда - ночные грабители лишают его шинели. Гоголь изобразил характер «маленького человека».

Тема «маленького человека» традиционна в русской литературе.

В русской литературе тип «маленького человека» появился в 1830-е годы XIX века в творчестве Пушкина (Самсон Вырин в «Станционном смотрителе», бедный Евгений в «Медном всаднике»).

Социально-литературный тип «маленького человека» обладает целым рядом общих черт - невысокое социальное положение, утрата своего лица, своей личности, человеческая приниженность, робость, непременно вызывающие чувство жалости при виде оскорбления человека.

Пока «маленький человек» смиренно погружен в свой внутренний мир, он кое-как еще держится на поверхности жизни. Но как только вынуждают его показать свое лицо миру или выйти за пределы очерченного ему круга вследствие каких-либо обстоятельств, он неотвратимо гибнет.

«Шинель» - последняя по времени написания повесть цикла «Петербургские повести». Написана в 1841 и опубликована в 1842 г. Замысел относится к середине 30-х гг. В первой редакции повесть озаглавлена «Повесть о чиновнике, крадущем шинели». В ней герой еще не имел имени. Позднее он получил имя Акакий (греч. «незлобивый») и фамилию Тишкевич, замененную на Башмакевич и затем - на Башмачкин.

Один интересный факт, имеющий отношение к истории создания повести, был рассказан П.В. Анненковым (АННЕНКОВ Павел Васильевич (1813-87), русский литературный критик, мемуарист. Представитель эстетической критики. Подготовил первое научное издание сочинений А. С. Пушкина (1855-57) и опубликовал материалы для биографии поэта (1855).): «Однажды при Гоголе рассказан был канцелярский анекдот о каком-то бедном чиновнике, страстном охотнике за птицей, который необычайной экономией и неутомимыми усиленными трудами сверх должности накопил сумму, достаточную на покупку хорошего лепажевского ружья (французская фирма Лепажа) рублей в 200. В первый раз, как на маленькой своей лодочке пустился он по Финскому заливу за добычей, положив драгоценное ружье перед собой на нос, где он находился, по его собственному уверению, в каком-то самозабвении и пришел в себя только тогда, как, взглянув на нос, не увидал своей обновки. Ружье было стянуто в воду густым тростником, через который он где-то проезжал, и все усилия отыскать его были тщетны. Чиновник возвратился домой, лег в постель и уже не вставал: он схватил горячку. Только общей подпиской его товарищей, узнавших о происшествии и купивших ему новое ружье, возвращен он был к жизни. Все смеялись анекдоту, не исключая Гоголя, который выслушал его задумчиво и опустил голову. Анекдот был первой мыслию чудной повести его «Шинель».

Каковы черты сходства и отличия в сюжете анекдота и повести?

(Сходство в одном - любимая вещь потеряна после ее приобретения. В остальном - отличия налицо: в анекдоте утрачен предмет роскоши, а не первой необходимости, шинель же стала для героя повести как бы смыслом всей жизни и ее источником.

В повести тема нищеты присутствует с самого начала, до утраты шинели, в анекдоте - нет. В анекдоте владелец сам явился причиной утраты ружья, в повести утрата шинели связана с оскорблением, героя ограбили.

В анекдоте герою помогли товарищи, в повести счастливый конец невозможен, поэтому финал ее трагичен.)

IV. Анализ повести. Беседа по вопросам.

    С каким чувством, каким отношением к герою вы читали повесть Гоголя?

(С веселым, грустным, скорбным и так далее - пусть учащиеся сами определят свои чувства. В подтверждение просим прочитать наиболее запомнившиеся фрагменты текста.)

Что мы узнаем о герое в начале повести? Что означает его имя?

(Что он служил в одном департаменте, что ничего замечательного о нем сказать нельзя, низенького роста, рябоват, рыжеват, подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами, ему за 50 лет, но служит он чиновником низшего класса в табели о рангах - вечный титулярный советник (это 9 ступень чиновничьей лестницы). Фамилия его - Башмачкин. Называя ее, писатель словно иронизирует: «...она произошла от башмака; но когда, в какое время и каким образом... ничего этого неизвестно».)

Ирония – это … (см. раздаточный материал)

2. Какова история рождения Акакия Акакиевича? - от «Родился... против ночи» до «...другого имени дать было никак невозможно». И опять автор иронизирует над героем. (Отрывок №1)

3. Когда же меняется отношение рассказчика к герою? (Или оно остается неизменным?)

(Конечно, ученики заметили, что отношение меняется, и уже с первых страниц ироническое настроение часто переходит в грустное. Акакия Акакиевича становится жаль, когда мы узнаем об отношении к нему сослуживцев, которые не оказывали ему никакого уважения, когда появляется сравнение с мухой.)

4. Как относились в департаменте к Акакию Акакиевичу? (Отрывок №2)

5. Для чего вводит Гоголь молодого человека, который не будет героем повести? (Отрывок №3 – зачитать)

(В этом фрагменте звучит важная для писателя мысль об уважении к человеку, «маленькому человеку», как стали называть таких героев, как Акакий Акакиевич. Читателю становится понятно, что насмешки над такими людьми омерзительны.)

6. Что мы узнаем об отношении героя к службе? Как в этом проявляется его характер?

(Он служил с любовью, переписывание бумаг для него - особый приятный мир, но ничего более он делать не умел, терялся от задания переменить глаголы из 1 лица в 3-е. Дома он также переписывал бумаги, ожидал, «что-то бог пошлет переписывать завтра». За свою работу он получал всего 400 рублей в год, мизерные по тем временам деньги. Он покорен судьбе, не склонен к протесту.)

7. Назовите врага «всех, получающих 400 рублей в год»? Почему?

(«Есть в Петербурге сильный враг всех, получающих четыреста рублей в год жалованья или около того. Враг этот не кто другой, как наш северный мороз, хотя, впрочем, и говорят, что он очень здоров»).

8. Шинель для Акакия Акакиевича - это не ружье из анекдота, это не излишество, а самая первая необходимость. Вот почему он так расстроился, когда портной Петрович отказался взять ее в ремонт.

Обратимся к тому фрагменту, в котором повествуется о первом визите героя к портному. Наше внимание должна привлечь речь Акакия Акакиевича - это не речь, а какие-то обрывки речи: «А я вот к тебе, Петрович, того...», «А я вот того, Петрович... шинель-то, сукно...». Отрывок №4 зачитать

(Трудно представить, чтобы герой, живущий в одиночестве и забитости, говорил иначе. Но дело и в умственной неразвитости, ограниченности кругозора, конечно, тоже. Таким образом, автор сочувствует своему герою. К тому моменту, когда он пишет: «Отчего же нельзя, Петрович? - сказал он почти умоляющим голосом ребенка...», жалость, сочувствие к герою уже сформировались в читателе.)

9. Расскажите о разговоре Акакия Акакиевича с Петровичем. О чём размышляет Акакия Акакиевича после него. (Здесь важно, чтобы ученики поняли, что Гоголь не скрывает ужасающей нищеты героя, которая и влияет на формирование его характера, на поведение. Кроме того, в его жизни нет человеческой привязанности, вот и возникает странная «любовь» к красивым буквам и к будущей шинели, как к живому человеку.)

Поразмышляем! (Отрывок № 5)

10. Внимательно прочитайте (прослушайте) согласны ли они с мнением критика и почему? ):

«...в ком заключалась причина бедствий и унижений Акакия Акакиевича? В нем самом, только в нем самом. Ведь в самом деле Акакий Акакиевич был смешной идиот... Он был круглый невежда и совершенный идиот, ни к чему не способный. Это видно из рассказа о нем, хотя рассказ написан не с тою целью. Зачем же Гоголь прямо не налегает на ту часть правды об А.А., - на ту невыгодную часть правды, выставленную нами?.. Все недостатки прячутся, затушевываются, замазываются!..»

(Учащиеся пытаются объяснить столь резкую оценку Чернышевского и одновременно - почему отрицательные черты Башмачкина писатель приглушает, а крупным планом дает другое: кротость героя, душевную незлобивость, безропотное терпение забитого жизнью бедняка? )

(Чтобы взглянуть на беды Башмачкина, понять их и посочувствовать ему, надо быть добрым человеком. Так поступил молодой человек, понявший, что издеваться над Акакием Акакиевичем - бесчеловечно. Не все в руках одного человека, этого Чернышевский не хочет увидеть. Точка зрения революционных демократов была другой - человек должен сам изменить свою жизнь. Мнение автора не совпадало с точкой зрения критика.).

11. Как реагирует герой на новые условия жизни, как готовится к
приобретению шинели?
Откуда взял деньги на её пошив? Отрывок №6.

(Казалось бы, после второго визита к Петровичу и его отказа от починки старой шинели герой должен отчаяться, но этого не происходит. Читаем от слов: «Но прежде читателю должно узнать, где взялась первая половина...» до «...оставаться в одном только демикотоновом халате, очень давнем и щадимом даже самим временем».)

Но это, так сказать, материальный план.

12 . Чем стала будущая шинель для героя повести?

А какие изменения происходят в характере, манере поведения? Отрывок №7.

(Мы видим, что он меняется внешне, поведение его становится более решительным и целеустремленным. Читаем от слов: «...но зато он питался духовно... в голове даже мелькали самые дерзкие и отважные мысли: не положить ли, точно, куницу на воротник?»

Конечно, в этом отрывке появляется юмор, но это добрый юмор, а главное в том, что он становится человеком, впервые начинает себя чувствовать человеком: даже принимает приглашение товарищей на вечеринку и выпивает шампанское.)

Юмор – (см. раздаточный материал)

13. Шинель готова. Как ощущает Акакий Акакиевич себя в новой шинели?

(Словесное рисование.)

А теперь закройте глаза и представьте, как выглядит во время одевания шинели Акакий Акакиевич? Какова его внешность? Выражение лица? Жесты? Как стоит герой? Как ведёт себя? Может, представите и предметы, окружающие его в этот момент?

Посмотрите на стенд, где помещены иллюстрации художников Кукрыниксов (Кукрыниксы - творческий коллектив художников, ставших самыми знаменитыми и авторитетными мастерами российской карикатуры 20 века.), выполненные акварелью. Одна из иллюстраций так и называется «Акакий Акакиевич примеряет новую шинель».

Совпали ли ваше устное словесное рисование с видением этой же сцены художников?

Вид работы, которую вы сейчас выполняли, называется словесным рисованием.

При чтении художественного произведения нам мысленно «видятся», «представляются» определённые картины, образы. Описание их и называют словесным рисованием. Оно может быть как устным, так и письменным. Словесное рисование предполагает не только понимание текста, но и его распространение и домысливание.

Обратите внимание на ваше д/з. Вам предстоит выполнить словесное рисование на тему ««Обложка к изданию повести Н.В.Гоголя «Шинель»».

Возвращаемся к разбору повести.

14. Как сослуживцы отнеслись к новому приобретению Башмачкина?

16. Определите, какой эпизод является кульминационным в повести.

(Без труда учащиеся определят, что таким эпизодом является сцена ограбления - первое потрясение для Акакия Акакиевича.)

17.Какие перемены произошли с героем после ограбления?

(Тишайший Акакий Акакиевич начинает бранить будочника за то, что тот не помогает человеку, когда его грабят. Впервые не идет он на службу, начинает добиваться, чтобы его принял частный пристав. Когда его не пропускают, говорит писарю, что пришел по казенному делу, что пожалуется, если не пустят, «так вот тогда они увидят».
Но самое главное начинается после визита к «значительному лицу».)

18. Расскажите о встрече А.А. со значительным лицом. Отрывок № 8.

Обратим внимание учеников на то, как Гоголь акцентирует внимание читателей на роль чина: «...генеральский чин совершенно сбил его (значительное лицо) с толку». Вспомним, что этот акцент важен был для автора и в повести «Невский проспект».

Читаем от слов: «Увидевши смиренный вид Акакия Акакиевича и его старенький вицмундир...» до слов : «...его вынесли почти без движения».

После этого визита Башмачкин уже ничего не помнил и не видел, не чувствовал ни рук, ни ног, когда добрался домой, не в силах был говорить. Началась сильная горячка и вскоре «бедный Акакий Акакиевич испустил дух».

Смерть только подчеркнула одиночество и бедность героя, который не оставил наследников и наследства. «И Петербург остался без Акакия Акакиевича, как будто бы в нем его и никогда не было».

19. Но все ли так, как мы сказали, не пропущено ли какое-то звено в этих событиях последних дней нашего героя?

(Этот вопрос заставляет учеников еще раз прочитать текст и увидеть очень важное место в повести: в предсмертных видениях представлялся Башмачкину то Петрович, то генерал, которому он приговаривал не только «Виноват, ваше превосходительство!», но и «даже сквернохульничал, произнося самые страшные слова... которые следовали непосредственно за словом «ваше превосходительство» и которых от него никогда не слышала его хозяйка».)

Он ругает не грабителей, а генерала, то есть высшие власти, мстит не тем, кто снял с него шинель, а генералу и в его лице тем, кто превратил его в бессловесное, униженное существо. Это протест, бунт.)

20. Почему Гоголь решил закончить повесть трагически – смертью героя?

(Для писателя важнее всего правда жизни, к ней, этой трагической правде, он и стремился привлечь внимание читателей.)

Слово учителя

Мысль автора ясна: высшие власти, представленные в повести «значительным лицом», виноваты в ужасном существовании героя и его смерти. Но писатель призывает и к тому, чтобы все люди думали друг о друге, поступали так, как хотят, чтобы поступали с ними - в этом смысл повести «Шинель».

Сцена у генерала не понравилась герою романа Ф.М.Достоевского «Бедные люди» Макару Девушкину: «А лучше всего было бы не оставлять его умирать, беднягу, а сделать так, чтобы шинель его отыскалась, чтобы тот генерал, узнавши подробнее об его добродетелях, перепросил бы его в свою канцелярию, повысил чином и дал бы хороший оклад жалованья, так что, видите ли, как бы это было: зло бы было наказано, а добродетель восторжествовала бы, и канцеляристы товарищи все бы ни с чем и остались. Я бы, например, так сделал...»

21. Почему Гоголь поступил иначе? С какой целью Гоголем выбирает фантастическое окончание повести?

(В реалистической части повести не могли проявиться такие стороны характера Акакия Акакиевича, которые показало фантастическое окончание.) (Башмачкин умирает не из-за кражи шинели, он умирает из-за грубости, равнодушия и цинизма окружающего мира. Призрак Акакия Акакиевича выступает мстителем за свою незадачливую жизнь. Это бунт, хотя его можно назвать “бунт на коленях”. Автор стремится вызвать у читателя чувство протеста против абсурдных условий жизни и чувство боли за унижение человеческого достоинства. Гоголь не хочет давать утешительной развязки, не хочет успокаивать совесть читателя. Если бы писатель наказал Значительное лицо, вышла бы скучная нравоучительная сказка; заставил бы переродиться – вышла бы ложь; а он великолепно выбрал фантастическую форму момента, когда пошлость на мгновение прозрела…)

22. Психологический тренинг: Попробуйте чуть-чуть побыть в роли бедного Башмачкина и возразить что-то Значительному лицу, попытайтесь донести свою боль и достучаться до его души. (Рано или поздно всем детям придется испытать на себе гнет бюрократической машины нашего общества, пусть попытаются доказать свою правоту. Необходимо только в роли Значительного лица представить учащегося твердого, решительного, “высокомерного”.)

V. Обобщение.

1) Достойны ли люди, подобные Акакию Акакиевичу, пренебрежения и унижений?

(Акакий Акакиевич – удавшийся человек настолько, насколько у него было жизненных амбиций. У него гармония потребностей и возможностей. Людей, подобных Акакию Акакиевичу, много.)

2) Какой тип “маленького человека” воплотился в Башмачкине?

(Жертва, не осознающая трагизма своего положения, так называемая духовно “стёртая” личность, что при явно выраженном сочувствии автора к “маленькому человеку” не исключает истинного подхода к проблеме.)

3) Актуальна ли проблема «маленького» человека в наши дни?

4) А как должно быть в жизни?

Заключение . На этом разговор о повести «Шинель» ещё не окончен. В 9 и в 10 классе вы вновь вернётесь к чтению произведений Гоголя из цикла «Петербургские повести», и изучите их подробнее и глубже.

VI. Итоги урока.

Что нового узнали сегодня на уроке?

Оценки за урок.

Не забудьте записать домашнее задание.

Литература

    Гоголь Н.В. Шинель. Повести. – М.: Советская Россия, 1982.

    Литература. Русская классика. 9 кл.: Учебник-практикум для общеобразоват. учреждений/ под ред. Г.И.Беленького.- 3-е изд., доработ. – М.: Мнемозина, 2000.

    Турьянская Б.И., Гороховская Л.Н., Комисарова Е.В., Михеева Г.И. Литература в 9 классе. Урок за уроком. –М.: ООО «Русское слово – учебная книга», 2002.

Приложение

Раздаточный материал

Н.В.Гоголь

«Шинель»

Акакий Акакиевич Башмачкин

Акакий – (греч.) смиренный, незлобивый, не делающий зла, невинный.

    «Родился Акакий Акакиевич против ночи, если только не изменяет память, на 23 марта. Покойница матушка, чиновница и очень хорошая женщина, расположилась, как следует, окрестить ребенка. Матушка еще лежала на кровати против дверей, а по правую руку стоял кум, превосходнейший человек, Иван Иванович Ерошкин, служивший столоначальником в сенате, и кума, жена квартального офицера, женщина редких добродетелей, Арина Семеновна Белобрюшкова. Родильнице предоставили на выбор любое из трех, какое она хочет выбрать: Моккия, Соссия, или назвать ребенка во имя мученика Хоздазата. «Нет,- подумала покойница, -имена-то все такие». Чтобы угодить ей, развернули календарь в другом месте; вышли опять три имени: Трифилий, Дула и Варахасий. «Вот это наказание», - проговорила старуха,- какие все имена; я, право, никогда и не слыхивала таких. Пусть бы еще Варадат или Варух, а то Трифилий и Варахасий». Еще переворотили страницу – вышли: Павсикахий и Вахтисий. «Ну, уж я вижу, -сказала старуха, - что, видно, его такая судьба. Уж если так, пусть лучше будет он называться, как и отец его. Отец был Акакий, так пусть и сын будет Акакий». Таким образом и произошел Акакий Акакиевич. Ребенка окрестили, причем он заплакал и сделал такую гримасу, как будто бы предчувствовал, что будет титулярный советник. Итак, вот каким образом произошло все это. Мы привели потому это, чтобы читатель мог сам видеть, что это случилось совершенно по необходимости и другого имени дать было никак невозможно».

    «Сторожа не только не вставали с мест, когда он проходил, но даже не глядели на него, как будто бы через приемную пролетела простая муха. Начальники поступали с ним как-то холодно-деспотически. Какой-нибудь помощник столоначальника прямо совал ему под нос бумаги, не сказав даже «перепишите», или «вот интересное, хорошенькое дельце», или что-нибудь приятное, как употребляется в благовоспитанных службах. И он брал, посмотрев только на бумагу, не глядя, кто ему подложил и имел ли на то право. Он брал и тут же пристраивался писать ее. Молодые чиновники подсмеивались и острились над ним, во сколько хватало канцелярского остроумия, рассказывали тут же пред ним разные составленные про него истории; про его хозяйку, семидесятилетнюю старуху, говорили, что она бьет его, спрашивали, когда будет их свадьба, сыпали на голову ему бумажки, называя это снегом. Но ни одного слова не отвечал на это Акакий Акакиевич, как будто бы никого и не было перед ним; это не имело даже влияния на занятия его: среди всех этих докук он не делал ни одной ошибки в письме. Только если уж слишком была невыносима шутка, когда толкали его под руку, мешая заниматься своим делом, он произносил: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?».

    «И что-то странное заключалось в словах и в голосе, с каким они были произнесены. В нем слышалось что-то такое преклоняющее на жалость, что один молодой человек, недавно определившийся, который, по примеру других, позволил было себе посмеяться над ним, вдруг остановился, как будто пронзенный, и с тех пор как будто все переменилось перед ним и показалось в другом виде. Какая-то неестественная сила оттолкнула его от товарищей, с которыми он познакомился, приняв их за приличных, светских людей. И долго потом, среди самых веселых минут, представлялся ему низенький чиновник с лысинкою на лбу, с своими проникающими словами: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» – и в этих проникающих словах звенели другие слова: «Я брат твой». И закрывал себя рукою бедный молодой человек, и много раз содрогался он потом на веку своем, видя, как много в человеке бесчеловечья, как много скрыто свирепой грубости в утонченной, образованной светскости, и, боже! даже в том человеке, которого свет признает благородным и честным…»

    «А я вот к тебе, Петрович, того…» Нужно знать, что Акакий Акакиевич изъяснялся большею частью предлогами, наречиями и, наконец, такими частицами, которые решительно не имеют никакого значения. Если же дело было очень затруднительно, то он даже имел обыкновение совсем не оканчивать фразы, так что весьма часто, начавши речь словами: «Это, право, совершенно того…» – а потом уже и ничего не было, и сам он позабывал, думая, что все уже выговорил».

    Внимательно прочитайте фрагмент статьи революционера-демократа Н.Г.Чернышевского «Не начало ли перемены?» выскажите свою точку зрения на гоголевского героя (т.е., согласны ли вы с мнением критика и почему? ):

«...в ком заключалась причина бедствий и унижений Акакия Акакиевича? В нем самом, только в нем самом. Ведь в самом деле А.А. был смешной идиот... Он был круглый невежда и совершенный идиот, ни к чему не способный. Это видно из рассказа о нем, хотя рассказ написан не с тою целью. Зачем же Гоголь прямо не налегает на ту часть правды об А.А., - на ту невыгодную часть правды, выставленную нами?.. Все недостатки прячутся, затушевываются, замазываются!..»

    «Но прежде читателю должно узнать, где взялась первая половина. Акакий Акакиевич имел обыкновение со всякого истрачиваемого рубля откладывать по грошу в небольшой ящичек, запертый на ключ, с прорезанною в крышке дырочкой для бросания туда денег. По истечении всякого полугода он ревизовал накопившуюся медную сумму и заменял ее мелким серебром. Так продолжал он с давних пор, и, таким образом, в продолжение нескольких лет оказалось накопившейся суммы более чем на сорок рублей. Итак, половина была в руках; но где же взять другую половину? Где взять другие сорок рублей? Акакий Акакиевич думал, думал и решил, что нужно будет уменьшить обыкновенные издержки, хотя, по крайней мере, в продолжение одного года: изгнать употребление чаю по вечерам, не зажигать по вечерам свечи, а если что понадобится делать, идти в комнату к хозяйке и работать при ее свечке; ходя по улицам, ступать как можно легче и осторожнее, по камням и плитам, почти на цыпочках, чтобы таким образом не истереть скоровременно подметок; как можно реже отдавать прачке мыть белье, а чтобы не занашивалось, то всякий раз, приходя домой, скидать его и оставаться в одном только демикотоновом халате, очень давнем и щадимом даже самим временем».

    «…но зато он питался духовно, нося в мыслях своих вечную идею будущей шинели. С этих пор как будто самое существование его сделалось как-то полнее, как будто бы он женился, как будто какой-то другой человек присутствовал с ним, как будто он был не один, а какая-то приятная подруга жизни согласилась с ним проходить вместе жизненную дорогу, – и подруга эта была не кто другая, как та же шинель на толстой вате, на крепкой подкладке без износу. Он сделался как-то живее, даже тверже характером, как человек, который уже определил и поставил себе цель. С лица и с поступков его исчезло само собою сомнение, нерешительность – словом, все колеблющиеся и неопределенные черты. Огонь порою показывался в глазах его, в голове даже мелькали самые дерзкие и отважные мысли: не положить ли, точно, куницу на воротник?»

    «Увидевши смиренный вид Акакия Акакиевича и его старенький вицмундир, он оборотился к нему вдруг и сказал: «Что вам угодно?» – голосом отрывистым и твердым, которому нарочно учился заране у себя в комнате, в уединении и перед зеркалом, еще за неделю до получения нынешнего своего места и генеральского чина. Акакий Акакиевич уже заблаговременно почувствовал надлежащую робость, несколько смутился и, как мог, сколько могла позволить ему свобода языка, изъяснил с прибавлением даже чаще, чем в другое время, частиц «того», что была-де шинель совершенно новая, и теперь ограблен бесчеловечным образом, и что он обращается к нему, чтоб он ходатайством своим как-нибудь того, списался бы с господином обер-полицмейстером или другим кем и отыскал шинель. Генералу, неизвестно почему, показалось такое обхождение фамильярным. «Что вы, милостивый государь», - продолжал он отрывисто, - не знаете порядка? куда вы зашли? не знаете, как водятся дела? Об этом вы должны были прежде подать просьбу в канцелярию; она пошла бы к столоначальнику, к начальнику отделения, потом передана была бы секретарю, а секретарь доставил бы ее уже мне…»

«Но, ваше превосходительство», - сказал Акакий Акакиевич, стараясь собрать всю небольшую горсть присутствия духа, какая только в нем была, и чувствуя в то же время, что он вспотел ужасным образом, - я ваше превосходительство осмелился утрудить потому, что секретари того… ненадежный народ…»

«Что, что, что?» - сказал значительное лицо - Откуда вы набрались такого духу? откуда вы мыслей таких набрались? что за буйство такое распространилось между молодыми людьми против начальников и высших!» Значительное лицо, кажется, не заметил, что Акакию Акакиевичу забралось уже за пятьдесят лет. Стало быть, если бы он и мог назваться молодым человеком, то разве только относительно, то есть в отношении к тому, кому уже было за семьдесят лет. «Знаете ли вы, кому это говорите? понимаете ли вы, кто стоит перед вами? понимаете ли вы это, понимаете ли это? я вас спрашиваю». Тут он топнул ногою, возведя голос до такой сильной ноты, что даже и не Акакию Акакиевичу сделалось бы страшно. Акакий Акакиевич так и обмер, пошатнулся, затрясся всем телом и никак не мог стоять: если бы не подбежали тут же сторожа поддержать его, он бы шлепнулся на пол; его вынесли почти без движения.

9. Из словаря.

Амбиция 1. Обострённое самолюбие, а также спесивость, чванство. Войти (вломиться, удариться) в амбицию (обидевшись, рассердиться; разг.).

2. обычно мн. Претензии, притязания на что–н. (неодобр.). Ничем не обоснованные амбиции.

Юмор м.

1. Понимание комического, умение видеть и показывать смешное, снисходительно-насмешливое отношение к чему–н. Чувство юмора. Рассказывать о чём–н. с юмором.

2. В искусстве: изображение чего–н. в смешном, комическом виде. Ю. и сатира. Отдел юмора в газете.

3. Насмешливая и шутливая речь. Тонкий ю. Грубый, неуместный ю.

Ирония – тонкая, скрытая насмешка.

Фантастика 1. То, что основано на творческом воображении, на фантазии,

художественном вымысле. Ф. народных сказок.

2. собир. Литературные произведения, описывающие вымышленные, сверхъестественные события. Научная ф. (в литературе, кинематографе: моделирующая события далёкого будущего на основе достижений науки и техники).

3. Что–н. невообразимое, невозможное (разг.). Найти друг друга через столько лет! Ф.!

Повесть Николая Васильевича Гоголя «Шинель» сыграла большую роль в развитии русской литературы. «Все мы вышли из «Шинели» Гоголя», - сказал Ф. М. Достоевский, оценивая ее значение для многих поколений русских писателей.
Рассказ в «Шинели» ведется от первого лица. Мы замечаем, что рассказчик хорошо знает жизнь чиновников. Герой повести - Акакий Акакиевич Башмач- кин, маленький чиновник одного из петербургских департаментов, - бесправный и униженный человек. Гоголь так описывает внешность главного героя повести: «низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек».
Сослуживцы относятся к нему без уважения. Даже сторожа в департаменте смотрят на Башмачкина как на пустое место, «как будто бы через приемную пролетела простая муха». А молодые чиновники смеются над Акакием Акакиевичем. Он действительно нелепый, смешной человек, умеющий лишь переписывать бумаги. А в ответ на оскорбления он говорит лишь одно: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?». «И что-то странное заключалось в словах и в голосе, с каким они были произнесены, - пишет Гоголь. - В нем слышалось что-то... преклоняющее на жалость...»
Повествование в «Шинели» построено так, что комический образ Башмачкина постепенно становится трагическим. Он ходит в старой шинели, которую уже нельзя починить. Для того чтобы по совету портного накопить деньги на новую шинель, он экономит: по вечерам не зажигает свечи, не пьет чай. По улицам Акакий Акакиевич ходит очень осторожно, «почти на цыпочках», чтобы «не истереть подметок» раньше времени, редко отдает прачке белье. «Сначала ему было несколько трудно привыкать к таким ограничениям, но потом как-то привыклось и пошло на лад; даже он совершенно приучился голодать по вечерам; но зато он питался духовно, нося в мыслях своих вечную идею будущей шинели», - пишет Гоголь. Новая шинель становится мечтой и смыслом жизни главного героя повести.
И вот шинель Башмачкина готова. По этому поводу чиновники устраивают банкет. Счастливый Акакий Акакиевич даже не замечает, что они насмехаются над ним. Ночью, когда Башмачкин возвращался с банкета, грабители сняли с него шинель. Счастье этого человека длилось только один день. «На другой день он явился весь бледный и в старом капоте своем, который сделался еще плачевнее». Он обращается за помощью в полицию, но там с ним даже не хотят разговаривать. Тогда Акакий Акакиевич идет к «значительному лицу», но тот выгоняет его. Эти неприятности настолько сильно подействовали на главного героя повести, что он не смог пережить их. Он заболел и вскоре умер. «Исчезло и скрылось существо, никем не защищенное, никому не дорогое, ни для кого не интересное... но для которого все ж таки, хотя перед самым концом жизни, мелькнул светлый гость в виде шинели, ожививший на миг бедную жизнь», - пишет Гоголь.
Подчеркивая типичность судьбы «маленького человека», Гоголь говорит, что его смерть ничего не изменила в департаменте, место Башмачкина просто занял другой чиновник.
Повесть «Шинель», несмотря на свою реалистичность, заканчивается фантастически. После смерти Акакия Акакиевича на улицах Петербурга стал появляться призрак, который снимал шинели с прохожих. Одни видели в нем схожесть с Башмачкиным, другие не замечали ничего общего у грабителя с робким чиновником. Однажды ночью призрак встретил «значительное лицо» и сорвал с него шинель, напугав чиновника до того, что тот «даже стал опасаться насчет како- го-нибудь болезненного припадка». После этого случая «значительное лицо» стало лучше относиться к людям.
Такой конец повести подчеркивает авторский замысел. Гоголь сочувствует судьбе «маленького человека». Он призывает нас быть внимательными друг к другу, и как бы предупреждает, что человеку придется отвечать в будущем за нанесенные ближнему обиды. Недаром один из сослуживцев Башмачкина услышал за его словами: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» другие слова: «Я брат твой».

1. Обращение к теме «маленького человека».
2. Заветная мечта Акакия Акакиевича.
3. Трагедия в жизни героя.

В своих произведениях Н. В. Гоголь часто обращается к теме «маленького человека». Как известно, всякий, кто уверен в себе, что-нибудь из себя представляет, как правило, находится на виду. Он не представляет загадки для окружающих, будь отъявленным негодяем или, наоборот, благородным человеком, поскольку своими поступками открыто заявляет о себе. Другое дело так называемые «маленькие люди», которые сами признают свою ничтожность, а потому стараются лишний раз не попадаться окружающим на глаза. Живут себе тихонько со своими маленькими заботами и чаяниям, но тем интереснее узнать, а что же в душе у такого человека, чем он живет, и почему он забился в свою раковину и никого не пускает к себе. Вероятно, этими же вопросами задавался и Гоголь, создавая свое произведение. Он старается разобраться, что заставляет главного героя вести столь нерадостное существование, пытается рассмотреть в его душе какие-нибудь благородные порывы и мечтания.

Башмачкин Акакий Акакиевич из «Шинели» занимал самую низкую чиновничью должность в одном из департаментов. Этот человек был настолько незаметен, что даже сослуживцы не помнили «когда и в какое время он поступил в департамент и кто определил его». Со временем он даже превратился в своего рода реликвию этого учреждения: «Сколько ни переменялось директоров и всяких начальников, его видели все на одном и том же месте, в том же положении, в той же самой должности, тем же чиновником для письма, так что потом уверились, что он видно, так и родился на свет уже совершенно готовым, в вицмундире и с лысиной на голове». Этот человек был совершенно безобиден и даже не пытался перед кем-либо отстаивать свои права. Чувствуя себя во многом жертвой, и поступая подобным образом, Акакий Акакиевич в какой-то степени сам был виноват и в особенно деспотическом отношении начальников к его персоне, и в насмешках в его адрес молодых чиновников.

Его беззащитность и безотказность удивительным образом пробуждали в окружающих, причем даже в самых образованных и утонченных ужасную бесчеловечность и «свирепую грубость». Единственное, что хватало бедного чиновника при особенно болезненных шутках в его адрес, это на фразу: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» Однако говорил он ее таким проникающим голосом, что даже один из чиновников потом долго вспоминал бедолагу и проникался к нему сочувствием и жалостью. Молодой человек вдруг устыдился своих насмешек над Акакием Акакиевичем, неожиданно осознав, что даже у таких жалких существ имеется душа, которая может болеть, как и у всех остальных. Внешность Башмачкина также настраивала окружающих людей, если не против него, то на отношение с некоторой долей брезгливости и презрения: «...низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек и цветом лица что называется геморроидальным...». Чиновник не следил и за собственным платьем: «...вицмундир у него был не зеленый, а какого-то рыжевато-мучного цвета», кроме того, к нему постоянно что-то прилипало, то нитка, то кусочек сена. Казалось, что этот человек просто притягивал к себе мелкие неприятности. Так, к примеру, он всегда оказывался под окнами именно в тот момент, когда из них что-нибудь выбрасывали. Безусловно, это придавало его облику некоторый неряшливый вид. У чиновника совершенно не было друзей или возлюбленной. По вечерам он приходил в свою одинокую квартирку, съедал свои щи и говядину с луком, а затем переписывал работу, взятую на дом. Если нечего было переписывать, то ложился спать. У этого человека совершенно не было никаких развлечений, да их и не могло быть, поскольку любые увеселительные мероприятия требуют определенных средств. Зарплата же чиновника не превышала четырехсот рублей в год. Тем не менее, несмотря на свое незавидное положение, этот человек был по-своему счастлив. Он любил свою работу, однажды превратив обычное переписывание в разнообразный и приятный мир: «...некоторые буквы у него были фавориты, до которых если он добирался, то был сам не свой: и подсмеивался, и подмигивал, и помогал губами, так что в лице его, казалось, можно было прочесть всякую букву, которое выводило его перо». Возможно, имея подобное усердие, главный герой был способен на большее, однако неуверенность в собственных силах очень мешало Башмачкину развиваться. Так один из начальников решил поручить Акакию Акакиевичу задание посложнее, однако с которым мог справиться и гимназист. Чиновник, вспотев от усилий и волнения, отказался. С тех пор ему кроме переписывания ничего более не поручали. Возможно, этот человек так и прожил бы до глубокой старости, довольствуясь малым, если бы его шинель не пришла в такую негодность, что на ней негде было уже поставить заплатки. Башмачкин несколько раз подходил к портному, однако тот ни в какую не соглашался ремонтировать старое платье. Наконец чиновник решился на заказ новой шинели.

Половина суммы у него уже была, а вот вторую половину нужно было где-нибудь взять. Акакий Акакиевич решил более урезать свои скудные расходы. Он отказался от вечернего чая, не зажигать по вечерам свечи, по улице ходить как можно аккуратнее, чтобы продлить жизнь подметкам на сапогах, реже сдавать вещи в стирку, а потому по вечерам полностью их сбрасывать и ходить только в старом халате. Безусловно, подобные жертвы сделали покупку шинели делом каким-то особенным. Зимняя одежда приобрела для Башмачкина совершенно иной смысл: «С этих пор как будто самое существование его сделалось как-то полнее, как будто бы он женился, как будто какой-то другой человек присутствовал с ним, как будто он был не один, а какая-то приятная подруга жизни согласилась с ним проходить вместе жизненную дорогу». Каждую неделю чиновник заходил к портному поговорить о своей будущей шинели. У этого человека появилась цель, которая смогла совершенно изменить Акакия Акакиевича. Выражение его лица стало тверже и живее, в глазах даже иногда показывался огонь, а в голову приходили какие-то дерзкие и отважные мысли. Все это говорило о том, что как бы человек не был забит нуждой и обстоятельствами, при сильном желании он может влиять на свою собственную жизнь. В силу своего одиночества мишенью поклонения чиновник выбрал не живого человека, а вещь, однако это заставило его встрепенуться от сна и совершать какие-нибудь поступки, хотя его действия были направлены больше не во вне, а во внутрь, еще более усугубляя его незавидное положение. Несколько месяцев ушло, на то, чтобы собрать необходимую сумму. После этого Башмачкин вместе с портным выбрал ткань и кошку на воротник.

Через две недели шинель была готова и пришлась как раз впору. Чиновник тут же надел ее в департамент: «Он чувствовал всякий миг минуты, что на плечах его новая шинель, и несколько раз даже усмехнулся от внутреннего удовольствия». Новая вещь как будто преобразила Акакия Акакиевича, и это заметили все сослуживцы. Они высыпали в швейцарскую и начали хвалить обновку, совершенно смутив этим счастливого ее обладателя.

Вместе с тем Башмачкину было приятно. Он и сам вдруг почувствовал себя немного другим и даже согласился на приглашение, а затем позволил себе выпить в гостях несколько бокалов шампанского. Возвращаясь из гостей, он даже стал подумывать о женщинах, чего раньше за ним не наблюдалось. Сначала он засмотрелся на картинку с красивой девушкой, затем «даже подбежал было вдруг, неизвестно почему, за какою-то дамою, которая, как молния прошла мимо...». Акакий Акакиевич пребывал в самом прекрасном настроении, можно сказать, на вершине счастья, когда двое грабителей отняли у него шинель.

Чиновник был в полной растерянности, поскольку потерял ночью больше, чем шинель. Он потерял свою подругу, свое детище, выстраданное и ожидаемое в течение долгих месяцев. Желание вернуть шинель было настолько сильно, что Башмачкин впервые в жизни показал свой характер, прорываясь на прием к частному, значительному лицу.

Натолкнувшиcь на равнодушие и лекцию значительного лица по поводу буйства против начальников и высших, Акакий Акакиевич не смог этого вынести. Кое-как добравшись домой, он заболел и умер. Безусловно, Акакий Акакиевич сам во многом виноват во всем происходящем. Он позволил обычной вещи настолько овладеть всеми его чувствами и желаниями, что её потеря привела к кончине героя. С другой стороны, автор с определенной долей сочувствия относится к своему герою, поскольку немалую роль в трагедии сыграла и среда, в которой Башмачкину приходилось выживать, и окружающие люди, с изрядной долей презрения относящиеся к проблемам «маленького человека».

Возможно, именно поэтому в повести появился призрак главного героя, срывающий с чиновников шинели и проучивший однажды то самое значительное лицо.