Типичный случай: в чем суть дела Серебренникова. Немая сцена

Кирилл Серебренников. Фото: РИА Новости

О том, что Серебренников допрашивается в качестве свидетеля, упомянули только в конце дня, как-то вскользь, скороговоркой, очень невнятно. Зато с утра и до позднего вечера все вокруг этой истории становилось все более и более зловещим и окончательно запутывалось.

Даже те, кто не любит Серебренникова или ненавидит его (а их, я думаю, увы, немало), не могут оспорить, что он очень талантлив. Производит сильное впечатление. Влияет на умы. Вдохновляет. У него есть признание в возлюбленном отечестве и за рубежом. И вот, похоже, что люди, у которых мало признания и мало одобрения, не в силах это пережить. Наверное, скука их невнятного существования как-то разнообразится от такого шапито. Бодрит.

Что более всего поражает — так это помпа, с которой все устраивается. Кто это все придумал, кто кому подмигнул и кивнул, кто дал добро?

На наших глазах и вправду с абстрактной отвагой распутывается самый зловещий заговор на свете? И чего хотят, чего добиваются? Покончить с исключительностью Серебренникова? Запугать его? Сломать? Заставить эмигрировать? Пусть станет вялым, апатичным, безразличным? Пусть сидит и не рыпается? Он сам, а заодно и те, для кого он авторитет? В каком грехе ему надо повиниться, чтобы все успокоились?

Исполнители, как сказал сам Серебренников, «были деликатны». Значит, вопросы к «режиссерам» шапито-шоу. К тем, кто считает, что вправе вершить «личную разновидность правосудия».

Но я понятия не имею, о чем они думают. А они сами не то что не дают ясные ответы — вообще никак с нами не объясняются. Ноль комментариев!

Поэтому я обратилась за разъяснениями к режиссеру Александру Сокурову. Я спросила Александра Николаевича, что, на его взгляд, происходит? И как к этому относиться? Как к какому-то отдельному конкретному случаю? Или это то, что может случиться в любой момент с каждым из нас? Прямо вот — по Андрею Платонову: «…смотреть на свою жизнь как на преступное занятие и ежеминутно ждать карающей власти»?

Сокуров сказал, что на другой день после всех этих обысков и допросов разговаривал с Серебренниковым по телефону.

Зоя Ерошок , обозреватель «Новой газеты»

Александр Сокуров

режиссер

— Я говорил с ним. Правда, коротко. Он в этот день репетировал. Я спросил его, как он себя чувствует. Кирилл сказал: «Как в молохе». («Молох» — это один из сокуровских фильмов. З. Е. )

Состояние его не назвал бы паническим. У меня не было ощущения, что он испуган, боится.

Но все выглядит очень странно. Эта демонстративная форма прежде всего. Кирилл — явно не уголовник. И он не политический деятель. Тогда как понимать то, что происходит?

Все это неприятно. По самой атмосфере — неприятно.

Кирилл — очень активно работающий режиссер. Ему есть что реально, достоверно предъявить обществу. Он — совершенная деятельная «машина» по производству художественных идей. Непрерывно создает именно художественные ценности. Ни днем, ни ночью не прекращает поиск в этом направлении. Он ставит балет в Большом, ставит оперу, ставит драматические спектакли, снимает кино. Вокруг него всегда много студентов, молодежи.

И конечно, все эти обыски и допросы — они в эмоциональном плане сокрушительно действуют. Я очень это понимаю.

Хотел бы посмотреть в глаза следователю, который говорит с крупнейшим режиссером Кириллом Серебренниковым. Понимает ли он, следователь, с кем говорит? Нет, это не то что раз Серебренников — режиссер, то он стоит вне закона. Но я знаю Кирилла. С огромным уважением к нему отношусь. И знаю, что ни в какой, даже самой малейшей степени он не мог участвовать в чем-то недостойном. По своей внутренней сути не мог. Он слишком значителен. И слишком умен.

Как режиссер я знаю, что такое отчетность за деньги, которые получаешь на создание фильмов или спектаклей. Там все на виду. Это жесткая ответственность. И отчетность самая, самая конкретная. А тут — 200 миллионов рублей и за 2011-2014 годы. Почему раньше не возникало вопросов, когда они сдавали отчетность в государственные органы? И почему отвечать на эти вопросы Серебренников должен в такой шокирующей по эмоциональному воздействию форме? Почему он априори должен быть подозреваемым?

Вы заметили, что мы с вами все время говорим о форме. Которая, да, может быть важнее содержания. Которая, да, как обруч, со-держит.

Я примеряю эту историю на себя. И понимаю: если через мой порог в такой форме переступают, то на мне поставлена точка. Меня уже нет… И это никакое не преувеличение. Из таких хитросплетений вырваться невозможно. Просто невозможно! Мне кажется, каждый гражданин это понимает.

У нас тяжелая память на такие дела. И нам, кстати, не сказали, что в этом плане с тех прошлых времен что-то очень кардинально изменилось. Власть не сказала нам во всеуслышание: «Граждане России! Не волнуйтесь! Молоха уже нет. В силовых структурах произошли изменения. Мы — не наследники той системы, когда можно было подозревать каждого и когда из-под этих подозрений невозможно было вырваться». А если нам даже это говорится, то звучит очень невнятно.

Повторю: я не утверждаю, что есть люди, которые находятся над законом или вне его. Нет! Но соблюдать приличия надо. Приличия!

Задержанных по делу пока нет. Расследование связано с хищением средств, подтвердил собеседник агентства.

Источник «Интерфакса» сообщил, что обыски проходят в рамках дела, возбужденного еще в 2015 году, по факту хищений финансовых средств неустановленными чиновниками департамента культуры Москвы.

По данным источника РБК, расследование уголовного дела ведет управление Следственного комитета по Москве, в ходе обысков его сотрудников сопровождают сотрудники Федеральной службы безопасности.

Корреспондент телеканала РБК Роман Супер сообщил, что обыски в квартире Серебренникова проходят с 9 часов утра и на их месте находится адвокат режиссера Золотухин. По данным источника, СКР планирует допросить режиссера.

Позднее портал Life написал о начале обысков в Центре современного искусства «Винзавод» и других местах.

Президент Фонда поддержки современного искусства «Винзавод» Софья Троценко заявила РБК, что не знает об обысках в помещениях «Винзавода».

«Ничего об этом не знаю. Сейчас нахожусь не на «Винзаводе», и нам никакой информации по этому поводу не поступало», — сказала она.

Руководитель пресс-службы фонда поддержки современного искусства «Винзавод» Екатерина Козырева сообщила РБК, что в самом фонде никаких «следственных мероприятий не происходит».

«На территории «Винзавода» находится много разных организаций, юридических лиц. К фонду поддержки современного искусства они отношения не имеют, что происходит у них, я не знаю», — сказала она.

Заместитель директора Российского академического молодежного театра Карп Мясников опроверг РБК проведение обысков в РАМТ. «Ничего об обысках мне не известно», — отметил он.

Видео: Телеканал РБК

Кирилл Серебренников — режиссер театра и кино, в 2012 году был назначен художественным руководителем Московского драматического театра имени Гоголя, впоследствии преобразованного в «Гоголь-центр». Среди его работ в кино и на телевидении — сериал «Дневник убийцы», комедия «Изображая жертву», фильмы «Юрьев день», «Измена», «Ученик» и другие.

За свои работы в кино, театре и на телевидении Серебренников удостоен премий ТЭФИ, «Хрустальная Турандот», «Золотая маска», а также призов «Кинотавра» и Каннского фестиваля.

По словам писателя Григория Чхартишвили, Серебренников — один из немногих российских режиссеров, кого хорошо знают во Франции, и проведенный у него обыск даст богатую пищу для статей во французских СМИ накануне намеченного на 29 мая визита в Париж президента России Владимира Путина.

Финансовые проблемы «Гоголь-центра»

В апреле 2015 года Анастасия Голуб, возглавившая «Гоголь-центр» незадолго до этого, заявила о тяжелой экономической ситуации в театре. По ее словам, за два года существования «Гоголь-центра» была создана уникальная художественная модель, «но не удалось создать адекватной экономической модели». В опубликованном пресс-релизе также отмечалось, что руководство намерено передать отчет о финансовой ситуации в московский департамент культуры и предложить ряд антикризисных мер. Агентство «Интерфакс » со ссылкой на источник, знакомый с ситуацией, тогда сообщило , что сумма финансовых убытков «Гоголь-центра» составляет около 80 млн руб., а сам он находится на грани закрытия.

Бывший директор «Гоголь-центра» Алексей Малобродский объяснил причины финансовых убытков отказом столичного департамента культуры помочь театру в трудной ситуации. По его словам, ведомство отказало «даже в помощи на оплату аренды площадок для проведения выездных спектаклей и связанных с ними транспортных расходов». Малобродский также отметил, что из-за капитального ремонта в течение четырех месяцев театр был вынужден играть на чужих площадках, не получая для этого помощи со стороны департамента, хотя, по его словам, «обычная практика заключается в предоставлении театру на период ремонта иной площадки, оплаченной учредителем». Экс-директор опроверг и ранее названную сумму убытков в 80 млн: по его словам, в действительности речь шла о сумме немногим менее 12 млн.

По информации газеты «Известия» , финансовые проблемы у «Гоголь-центра» возникли из-за конфликта между художественным руководителем театра Кириллом Серебренниковым и экс-директором Малобродским : якобы худрук требовал от директора безоговорочно выполнять дорогостоящий постановочный план при недостатке финансирования. Театр выпускал до 12 премьер в год, что превышало госзадание в три раза, а деньги на создание внеплановых спектаклей не были компенсированы.

Летом 2015 года Анастасия Голуб покинула пост директора «Гоголь-центра», проработав всего несколько месяцев. Глава столичного департамента культуры в августе того же года заявил , что театр является убыточным, а ответственность за все решения, связанные с финансами, лежит на художественном руководителе Кирилле Серебренникове . Он также отметил, что городские власти не намерены вмешиваться в дела театра.

Следственный комитет Российской Федерации задержал Кирилла Серебренникова по делу о мошенничестве вчера ночью в Санкт-Петербурге.

Согласно версии следствия, директор «Гоголь-Центра» совершил хищение не менее 68 миллионов рублей в 2011-2014 годах – эти деньги были выделены на театральный проект «Платформа».

режиссер, депутат Государственной думы

Если инкриминируемые ему действия касаются его творчества, то я буду стоять горой за освобождение Серебренникова. Если речь идет о финансовых нарушениях, то я не в праве ничего комментировать до тех пор, пока мне не расскажут, что, куда, зачем и почему. Господи, о чем мы говорим! Что значит «верить-не верить»?! Верить можно в то, что дважды два - четыре, а все остальное нужно доказывать. Еще раз повторю: если это – «наезд» на то, что он делал, то я, как член Государственной Думы, буду стоять насмерть, чтобы его не трогали. Если финансовые нарушения – ну, я тогда не знаю... Посмотрим, что это такое.

журналист, общественный деятель

Ну не нравится мне вся эта история с Серебренниковым. Совсем. Надеюсь правоохранители обойдутся подпиской о невыезде.

Поясню по Серебренникову. Виновность устанавливает суд. До оглашения приговора, считаю вполне достаточным подписку о невыезде для ряда статей.

писатель, председатель партии «Другая Россия»

О Серебренникове

Как что украдут в культуре, собутыльники начинают орать « Он творец! Творец не может украсть! Руки прочь от творца!»

Ха-га! Ещё и убить творец запросто может.

Хоть « Моцарта и Сальери» перечтите Пушкина. Пушкин же наше всё....?

Так кому верить будем? Унылым подписям собутыльников, или Пушкину?

Творец из Серебренникова тоже относительный, так для креативного класса сойдёт, для вечности - ноль.

экономист

Из далека, потому кратко. Казус Серебрянникова - это не первое и не тысячное уже наглядное свидетельство того, что российское государство создало условия, при которых с одной стороны с ним не возможно взаимодействовать, не нарушая закон, а с другой стороны, почти никто из нарушающих закон при полной поддержке и подстрекательстве государства, не защищен от ответственности за такое нарушение.

Точнее - защищены полтора десятка самых крупных феодалов; еще около полусотни рискуют в крайнем случае нервотрепкой и переводом на другую работу; еще пара сотен (от министров, до любовниц крупных феодалов) могут даже попасть под домашний арест в крайнем случае, но не надолго; остальные - пушечное мясо нашей коррупционной войны, будь то предприниматель, создавший тысячи рабочих мест, губернатор, еще вчера целовавший руки государю, ученый, которого ценят во всем мире, великий художник, артист или композитор, или - просто Вася, попавшийся под руку, «для плана».

председатель «Комитета гражданских инициатив»

Арест режиссёра - явно избыточная мера до суда, особенно после слов президента о чрезмерности арестов предпринимателей.

член исполкома Санкт-Петербургского отделения партии «Другая Россия»

У Кирилла Серебренникова большие проблемы - его сегодня взял СК, обвиняют в мошенничестве - хищении 68 миллионов рублей. Будут избирать меру пресечения.

Я не хочу, чтобы Серебренников сел. По самым разным причинам. Как минимум, потому, что грустно, когда талантливые люди, пусть даже не близкие по взглядам, получают такие проблемы.

Однако, перед законом, пардон за ужаснейшую банальность, все должны быть равны - хоть улюкаев, хоть бомж, стащивший в магазине бутылку водки. Сейчас деятели культуры поднимут вой - с советских времен все эти театралы привыкли, что они особая, привилегированная каста на госдовольствии, почему-то считающая себя неподкупной «совестью нации». А почему, собственно говоря, театрал априори не может украсть?

Включайте разум. Не ведитесь на лоббистов. Переживать за Кирилла, сочувствовать ему тем, кому его творчество тронуло душу - это нормально, а вот считать, что наступает «новый 37-й» - это клиника.

Утром во вторник, 23 мая, домой к театральному режиссеру и художественному руководителю московского «Гоголь-центра» пришли с обыском. Следственные мероприятия продолжились и в «Гоголь-центре», а связаны они, по словам представителей СКР, с уголовным делом о хищении 200 миллионов рублей. Театральная общественность тем не менее увидела в обысках попытки надавить на свободолюбие режиссера. Что стоит за расследованием, разбиралась .

Что происходит

О начале обысков утром во вторник сообщили в Facebook журналистка и корреспондент Сергей Хазов-Кассиа.

Вскоре после этого следователи пришли и в «Гоголь-центр», который возглавляет Серебренников. Стало известно, что он проходит по делу (на тот момент не было понятно, какому именно) свидетелем. «Задержанных пока нет. Будут проведены допросы и иные следственные действия», - сообщил источник .

Через несколько часов в сети появилась информация, что Серебренникова везут в (СКР) на допрос. Были опубликованы фотографии и видеозаписи того, как он в сопровождении сотрудников садится в машину. «Сейчас будем со следователем разговаривать. Не известно ничего. Я в шоке», - говорит режиссер на камеру каналу .

Минкульт, «Винзавод», Апфельбаум

«По версии следствия, неустановленными лицами из числа руководства автономной некоммерческой организации "Седьмая студия" с 2011 по 2014 год были похищены бюджетные средства в размере около 200 миллионов рублей, выделенных государством в соответствии с постановлением правительства на развитие и популяризацию искусства Российской Федерации», - заявили в СКР.

«Седьмая студия» - театральная группа Серебренникова, созданная в 2012 году. Свои первые спектакли труппа отыграла на «Винзаводе» - там, как сообщил , также прошли обыски во вторник, была изъята документация и проверены компьютеры.

Серебренников также возглавлял базировавшийся на «Винзаводе» проект «Платформа», направленный именно на популяризацию искусства, о котором говорят в Следственном комитете. Проект действительно поддерживался государством и упоминался в государственном докладе «о состоянии культуры в Российской Федерации в 2013 году».

«Особо стоит отметить междисциплинарный проект исполнительских видов искусства "Платформа" (руководитель Кирилл Серебренников), объединяющий актуальные направления современного искусства, включая драматический театр, хореографическое искусство и современную музыку и предоставляющий возможности для работы на пересечении разных направлений искусства. Проект осуществляется при поддержке Министерства культуры Российской Федерации», - говорится в документе.

В период, когда, по версии следствия, были совершены хищения (до 2014 года), департамент государственной поддержки искусства и народного творчества Минкульта возглавляла Софья Апфельбаум, которая сейчас занимает пост директора Российского академического молодежного театра (РАМТ).

Координатор правозащитной организации «Русь сидящая» Александр Федяров сообщил , что во вторник у Апфельбаум также провели обыск, связанный с тем же делом, что и обыски у Серебренникова. Вероятно, именно Апфельбаум занималась выделением бюджетных средств группе Серебренникова.

В Минкультуры заявили, что ничего не знают по поводу обысков. «Министерство культуры не имеет никакого отношения к Кириллу Серебренникову, он нам не подведомственный, что у него происходит - мы не в курсе», - сказал первый заместитель министра культуры России . Когда его спросили об обысках у Апфельбаум, он отметил, что у него нет информации.

Реакция

В Кремле, по словам пресс-секретаря президента России Дмитрия Пескова, оказались не осведомлены о происходящем у Серебренникова.

«Это не дело Кремля. Здесь не нужно ничего политизировать, здесь нет повода для того, чтобы каким-то образом информировали Кремль», - подчеркнул Песков.

«Речь идет о подозрении в хищении бюджетных средств, никакой политики, творчества - ничего там нет», - добавил он.

Тем не менее не все оказались согласны с такой трактовкой событий. Театральную общественность обеспокоили обыски у Серебренникова.

Случившееся прокомментировал, например, балетмейстер правоохранительных органов в связи с этим. Но это мое предположение», - заявил режиссер .

Обыски взволновали и работников «Гоголь-центра». Сотрудники театра опубликовали пост в соцсетях, призывая всех неравнодушных собраться у учреждения днем во вторник, чтобы «быть вместе».

Так называемое дело «Седьмой студии» начали рассматривать по существу в Мещанском суде столицы. Основным фигурантом дела является известный режиссёр Кирилл Серебренников. По прогнозам, судебное разбирательство займёт два-три месяца, после чего будет вынесен приговор. сайт решил вспомнить, как начиналось дело, и рассказать о сути обвинения.

На скамье подсудимых помимо Серебренникова оказались директор Российского академического молодёжного театра Софья Апфельбаум и продюсеры Юрий Итин и Алексей Малобродский. Всем фигурантам предъявлено обвинение в мошенничестве.

Уголовное дело было возбуждено ещё в 2015 году, однако общественности стало известно о нём лишь в мае 2017 года. Тогда же прошла первая волна арестов по делу. Самого режиссёра задержали лишь в конце августа в Санкт-Петербурге, прямо во время съёмок фильма «Лето». По решению суда он, как и большинство фигурантов, находится под домашним арестом. Только продюсера Малобродского следователи отпустили под подписку о невыезде, фактически с больничной койки, после того как суд дважды отказал следствию в изменении меры пресечения мужчине.

Однако рассмотрение по существу в самом начале затянулось. Адвокат Малобродского Ксения Карпинская заболела, а заседание пришлось отложить на неделю. Как и во время избрания меры пресечения, так и 7 ноября в суд пришло много сторонников Серебренникова. Среди них - деятели искусства, актёры театра и кино. Многие были одеты в футболки с надписью «Мой друг Кирилл Серебренников». После того как прокурор Олег Лавров огласил обвинительное заключение, подсудимые заявили о своей невиновности.

«Я не признавал и не признаю себя виновным. У них там сломался принтер, и они там одно и то же печатают. Ты понимаешь слова, но связать это в смысл не можешь» , - сказал Кирилл Серебренников.

Остальные фигуранты также поддержали режиссёра. Защита много раз указывала на один из основных тезисов обвинения - показания экс-бухгалтера «Седьмой Студии» Нины Масляевой. Она была задержана вместе с Итиным и Малобродским и находилась под арестом с санкции Пресненского суда Москвы. Позднее, когда дело перешло в ГСУ СК России, Басманный суд изменил ей меру пресечения на домашний арест по ходатайству следствия. Поводом послужили признательные показания женщины и сделка со следствием. Её дело выделено в отдельное производство. Суд пока не начал рассматривать дело по существу.

Сергей Пятаков/РИА Новости

По словам защитников, Масляева намеренно оговорила себя и других обвиняемых по указанию следствия. Кроме того, бывший бухгалтер скрыла предыдущую судимость, когда устраивалась работать в «Седьмую студию». Адвокат фигурантки, как и сама экс-бухгалтер, отказываются от комментариев.

«Я уверен, что подозрение и обвинение против Серебренникова ничем не обоснованы. Они основаны исключительно на показаниях Масляевой, которая оговаривает и себя, и Серебренникова» , - говорил адвокат режиссёра Дмитрий Харитонов в Московском городском суде осенью прошлого года.

Сам режиссёр в ходе своего допроса заявил, что не занимался финансовыми вопросами, а был художественным руководителем проекта «Платформа», где работал «с утра до ночи». По его словам, он получал зарплату в размере 100 тысяч рублей. Деньги ему выдавались наличными. Согласно документам, оглашённым в суде, средняя зарплата в «Седьмой студии» не превышала 40 тысяч рублей.

Ещё одна обвиняемая по данному делу - продюсер «Седьмой студии» Екатерина Воронова. Весной 2017 года она на туристическом автобусе покинула территорию России и уехала в Латвию. С санкции Басманного суда Москвы она арестована заочно.

Режиссёру предъявлено обвинение в хищении. По версии следствия, Серебренников, Малобородский и Итин похитили 133 млн из 214 млн рублей, выделенных в 2011–2014 годах некоммерческой организации «Седьмая студия» на развитие и популяризацию современного искусства России в рамках проекта «Платформа».

Согласно данным следствия, при участии Серебренникова заведомо завышались количество и стоимость мероприятий, проводимых в ходе проекта «Платформа», заключались фиктивные договоры на проведение вымышленных мероприятий, а деньги похищались.

Фигурантов обвиняют по четвёртой части статьи 149 УК РФ «Мошенничество в особо крупном размере». Максимальная санкция предусматривает наказание в виде десяти лет лишения свободы со штрафом в размере до 1 млн рублей.